невозможно, то по необходимости на
деле должно быть не
то отношение, которое выведено выше. В чем оно состоит и от чего
зависит, можно,
мы уверены, найти, внимательно изучая изменения колебаний.
§ 13
Никто не усумнится, что
воздушные корпускулы В к С лосле столкновения тем режеа проскакивают
через промежутки АА, не
попадая в корпускулы А, и диаметры корпускул воздуха имеют тем большее
отношение к пространствам колебаний, чем больше воздух
сжимается. Далее, рассматривая
совокупность колебаний, числом бесконечных, можно вывести отношение числа
колебаний, приводящих к удару в ближайшие шарики А, к числу колебаний, в
которых
шарики через промежутки АА столкнутся в своем движении с более отдаленными
шариками D. Это
отношение равно отношению между числом воздушных шариков, которые могут
поместиться между шариками А на поверхности шара, описанного полукругом
AFAB, и числом шариков А, из которых каждый отстоит от
другого настолько же, как и от центра В. При увеличении плотности воздуха
шарики А расположатся ближе друг к
другу, уменьшатся промежутки между ними, окажется меньшим число колебаний при
незатронутых шариках А, и поэтому отношение числа колебаний, в которых шарики
выскакивают через промежутки АА и ударяют в более отдаленные шарики D, к числу
колебаний, которыми
поражаются ближайшие шарики А, уменьшится. Отсюда, к большей частоте
ударов, происходящей
от меньшего взаимного расстояния шариков воздуха (§ И)і присоединится еще и
то, что, вследствие
уменьшения величины промежут" ков АА между ближайшими шариками
воздуха, они будут чаще полѵчать
удары и тем самым сопротивление упругого воздуха увеличится сверх даваемого
отношением §11 При
а В оригинале по
недосмотру чаще. 11 Ломоносов, т. И