ни
единого места, где бы он не
был, ибо и в самых холодных, северных, близ полюса лежащих краях, середи
зимы всегда оказывает себя легким способом. Нет ни единого в натуре
действия, которого
бы основание ему приписать не было должно, ибо от него все внутренние движения
тел, следовательно, и внешние происходят. Им все животные и зачинаются, и
растут, и движутся. Им обращается кровь и сохраняется здравие и жизнь
наша. Его
силою производят горы во внутренностях своих всякого рода минералы и
целительные
слабостей тела нашего воды проливают. И вы, приятные поля и леса, тогда
только прекрасною одеждою покрываетесь, ободряете члены и услаждаете чувства
наши, когда любезная теплота, кротким своим пришествием разогнав морозы и
снеги, питает вас тучною влагою, испещряет сияющими и благовонными цветами и
сладкими плодами обогащает; кроме сего увядает красота ваша, бледнеет лице
земное, и во вретище сетования вселенная облекается. Без огня питательная
роса и благорастворенный дождь не может снисходить на нивы; без него
заключатся источники, прекратится рек течение, огустевший воздух движения
лишится, и великий океан в вечный лед затвердеет; без него погаснуть
солнцу, луне
затмиться, звездам исчезнуть и самой натуре умереть должно. Для того не токмо
многие испытатели внутреннего смешения тел не желали себе почтеннейшего
именования, как философами, чрез огонь действующими, называться, не токмо
языческие народы, у которых науки в великом почтении были, огню божескую
честь отдавали, но и само священное писание неоднократно явление божие в виде
огня бывшее повествует. Итак, что из естественных вещей больше испытания
нашего
достойно, как сия всех созданных вещей общая душа, сие всех чудных
перемен, во
внутренности тел рождающихся, тонкое и сильное орудие? Но сего исследования
без химии предпринять отнюд невозможно, ибо кто больше знать может ■огня
свойства, измерить его
силу и отворить путь к потаен