разных причин происходят. Эфиром
сообщается земным телам свет и теплота от солнца. Потому заключить
должно, что
оба тою же ого матернею, но разными движениями производятся. Текущего
движения
невозможность доказана; коловратное есть огня и теплоты причина. Того
ради, когда
эфир в земных телах теплоту, то есть коловратное двг; ение частиц производит,
сам должен иметь оное. Посему когда эфир текущего движения иметь не может, а
коловратное теплоты без света причина, следовательно, остается одно
третье, зыблющееся
движение эфира, которое должно быть причиною света.
Хотя сие уже довольно
доказано, однако еще посмотрим:
первое, нет ли в простертии света зыблющимся движением прекословных следствий,
таких же, каковы произведены из мнения о текущем движении
эфира; второе, можно
ли толковать разные свойства света.
Что до
первого надлежит, то имеем ясный пример в зы-блющемся движении
воздуха, которым
голос от места на место простирается. Сколько есть разных голосов, всяк себе
удобно представит, как только подумает о разных музыкальных тонах, разной
громкости, от разных инструментов, также о голосах птиц и других
животных; еще
о громе, звоне, стуке, треске, свисте, визге, скрыпении, журчании и
разных
их напряжениях и возвышениях, сверх того, о разных букв выговорах на разных
языках. Все сии бесчисленные различия голоса простираются прямою линеею, друг
друга пересекают не токмо по всякому возможному углу, но и прямо встречаются,
один другого не уничтожая. Стоя близ звенящих гуслей, слышу в одной стороне
пение соловья, в другой— певцов голос и речи; там звон колокольный, инде
топот конский; все голосы к моему слуху и к других многих приходят, и
которому из них больше внимаем, тот яснее слышим. Итак, имеем доказательство,
что натура к великим и многим делам употребляет зыблющееся движение жидких тел,
каков есть воздух. Подобным образом представив по