тремя родами
шариков пребудет. Сей
способ, и только один, возможен к сохранению повсюду равной пропорции в
смешении
трех родов эфира. Ибо в прочем ежели б эфир разнился фигурою или тягостию, то
бы невозможно было ему-стоять в равномерном смешении повсюду. Посмотрим на
движение
воздуха, на волны морские, на течение земли годовое и повседневное, на
планет и комет обращения; всегда остается от них эфир в равной пропорции
своего смешения, , невзирая на их стремление и силу. Не соберется каждый род
в одно место, выключая другие. И быть тому невозможно, по вышеписанному
расположению. В иных обстоятельствах быть бы тому надлежало.
Натура тем паче всего
удивительна, что в простоте
своей многохитростна, и от малого числа причин произносит неисчислимые образы
свойств, перемен и явлений. На что ж ей особливые роды эфиров для рудожелтого,
для зеленого, для вишневого и других смешанных цветов, когда она рудо-желтый
из красного и желтого, зеленый из желтого и голубого, вишневый из красного и
голубого, другие роды смешанных цветов из других разных смешений сложить
может? Живописцы употребляют цветы главные, прочие чрез смешение
составляют; то
в натуре ли положить можем большее-число родов эфирной материи для
цветов, нежели
она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?
Кроме
сего, что преломленный свет призмами с надлежащею точностию показывает
тройственное число первообразных простых цветов, явствует оное в телах, огнем
разрушаемых. Когда горит свеча, дерево или другое тело, которое живым и
свободным пламенем воспаляется, тогда видим в углях огонь красный, в самом
пламени желтый, между углями и желтым пламенем голубой, то есть трех
первоначальных
материй частицы, тело оное составляющие, в коловратное движение приведенные,
жаром самого горящего тела движут эфир троякого рода. В углях кислая материя
движет1