Пламень зеленого
цвету хотя
показывается от многих торящих тел, но больше всего от меди. Причем сие
примечания
достойно, что при ее плавлении пламень весь зелен становится, когда накинут
новое холодное уголье. Сие от той же причины, от которой зелень простывающего
золота происходит, то есть от холодного уголья жар пламени убывает, кислая
материя горячей меди коловратного движения силу теряет, горючая и ртутная от
слабого жару довольною скоростию движутся. Таковым образом без движения
красного
эфира желтый и голубой представляет зелень в чувстве зрения.
Сии искусства, утверждающие мое
мнение своим согласием,
показывают действие первоначальных материй, когда оне, обращаясь в
пламени, коловратным
движением движут эфир и чрез совместность производят в чувстве зрения разные
цветы. Ныне следует показать, как он от поверхности освещенных тел в око
отвращается и чрез разное совмещение разные цветы производит. Для сего
посмотрим, во-первых, на черность и на белость тел осязаемых, потом к
цветам
приступим.
Вода, когда кипит, больше теплоты
на себя не
принимает. Следовательно, оных частиц совмещение с прочими, приведенными в
окружное движение материями, не может притти в равную скорость. Так эфирные
частицы, не имея точного совмещения с водяными, на поверхности смещения
чувствительных тел положенными, приходят к зрению с окружным движением всех
трех родов эфира и возбуждают чувство всех цветов, то есть цвету белого. Но
когда к белой горючей материи, например, к бумаге или дереву, огонь
прикоснется,
тотчас оно почернеет и в уголь обратится. Отчего сие последует? Вода, бывшая
в смешении, отгоняется жаром, и действующие первоначальные материи, оставшись
обнаженными, удерживают совмещением эфир от коловратного движения, которое,
не достигая нашего ока, ни единого цвета чувства в нем не производит, и для
того черность нам пред-
22 ломоносов, т. in