Но уже мрачная наступает погода,
похищает из очей Солнце, Луну и звезды, бесполезны остаются астрономические
орудия, без которых самые точные и несравненным мастерством сделанные часы
никуда не годны. Между тем буря стремительно корабль гонит, отвращают его с
намеренного пути волны, ускоряется путь способным моря течением, противным—
воспящается.
Несколько иногда недель в таком ношении обращаясь, почему знать может
мореплаватель, где искать пристанища, куда уклониться от мелей, от камней и
от берегов, для крутизны неприступных? Посему иных искать должно к отвращению
сих трудностей плавателям способов, которых (сожалетельно) мало приличных
изобретено,
меньше в употребление принято, хотя кажется, что они нужнее первых, затем
что в мрачную погоду суровее неистовствуют бури, ближе настоят напасти. Сие
рассуждая, по возможности старался я выдумать новые дороги, которыми бы от
толиких неудобностей уклониться можно было, и, как кажется, совсем чаемого
не лишился.
К
сему рассмотрены мною два
способа: в первом требуются инструменты, по теории добрым мастерством
устроенные,
которые учиненными наперед для уверения опытами в самом действии употреблены
быть могут. Из сих суть главнейшие: самопишущий компас, 11
дромометр, 12 клизеометр, 13 циматометр14 и
салометр, 15 которые на своем месте описаны и употребление их
истолковано.
Второй способ требует
долговременного кораблеплавате-лей искусства и остроумного рачения и
неусыпности от физиков и математиков. Состоит особливо в истинной теории
течений моря и перемен магнитной стрелки, и чтобы сие всё на верных
наблюдениях основано было. Для сего по возможности в третьей части
предложится о ученом мореплавании, которое всем упражняющимся в оном
препоручаю с увещанием Плиниевым:16 „Неисчетное множество открытыми
морями к странноприемным берегам плавает, однако для
прибытка, 9 Ломоносов, т. IV