неправильно. Устранением
последнего неудобства мы займемся в этой части нашего труда, а первого — в
последней части.
§ 38
Во-первых, компасы
надо делать
больше, чтобы разделение стран света и ветров было отчетливо видно и чтобы
стоящий у руля мог принимать во внимание не только тридцать вторую, как это
обычно бывает, но и триста шестидесятую часть. Во-вторых, самая компасная
коробка должна быть так направлена, чтобы черная линия, проведенная по белому,
как можно точнее соответствовала продольной оси корабля. В-
третьих, необходимо,
чтобы железо было напитано большой магнитной силой, которая преодолевала бы
трение. И этого достаточно для компаса, которым пользуется рулевой. Но
вместе с тем, чтобы можно было обнаружить все погрешности, которые происходят,
если рулевой дремлет или недостаточно внимателен, капитану нужен другой
компас, самопишущий, который, как мне кажется, можно построить следующим
образом.
§ 39
В одном ящике с
компасом
построить пружинные часы СС (фиг. XIII, XIV, XV), которые приводили бы в
движение цилиндр D, обернутый бумагой ЕЕ, сматываемой с другого цилиндра Н
силою тех же часов. Круг ВВ, на который обыкновенно
наносятся обозначения ветров, разделить на градусы и соединить с искусственным
магнитом, как можно более сильным, который мог бы, без чувствительного
затруднения преодолевая слабое трение, двигаться вокруг оси іі; ось же должна
вращаться и в дне
ящика внизу и в стекле наверху, чтобы круг, несмотря на колебания, оставался
параллелен тому и другому, а бумага, сматываемая, как
сказано, часами, двигалась
бы равномерным движением, параллельным 16*