lomonosov-ps04

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 4 ТРУДЫ ПО ФИЗИКЕ, АСТРОНОМИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЮ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 4
ТРУДЫ ПО ФИЗИКЕ, АСТРОНОМИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЮ
стр. 753


морского пути" (настоящий том, стр. 178—186 и 302—317). Первую кон­струкцию своего универсального барометра Ломоносов описал еще в 1749 г. в работе „Проект конструкции универсального барометра, предложенный славнейшим академикам Михаилом Ломоносовым" (ПСС, т. 2, стр. 327—337).

* 4. Взять солнечные лучи с обоих краев . вишневый, зеленый, рудожелтый — как ив следующих далее заметках 9, 24, 25, 46, 68, 69, 73, 103 (п. 2), 161—163 и 168[2], здесь содержатся записи Ломоносова, относящиеся к разработке теории цветов и производившихся в связи с этим опытов.

5 7. Эта и следующие далее заметки 8, 26 (после первой строки), 27, 30[1], 29[2], 30[2]—32[4], 36 (первая строка), 48, 147 (пп. 16 и 17), 159 („Новые пробы") и 168[1] содержат записи проводившихся Ломоносо­вым в период составления „Химических и оптических записок" опытов по получению высококачественных сплавов для металлических зеркал.

6 7. шкварин — шлаков, образующихся при плавке металлов.

7 7. королька — „корольком", а в последующих записях рецептов зер­кальных сплавов „регулусом" Ломоносов называет металлическую сурьму — от русского „королек сурьмы" (металлическая сурьма) и латинского „reguli antimonii" (сурьма чистая, металлическая).

8 9. осиновый —сине-зеленый цвет, подобный цвету свежей коры осины.

» 9. неаполитанскою желтью — неаполитанской желтой, точнее оран­жево-желтой, краской, получаемой либо путем обжигания окиси сурьмы с глетом, либо путем сплавления соответствующих весовых количеств двойной калийно-сурьмяной соли, виннокаменной кислоты, азотно-свинцо-вой и поваренной соли.

™ 9. камеди — особой растительной смолы (гумми), образующей при набухании ее в воде клейкую массу. Наиболее распространенной разно­видностью камеди является аравийская, часто называемая гуммиарабиком, широко применявшаяся ранее в качестве клеющего вещества.

11 11. равноденственного колуруса — большого круга небесной сферы,
проходящего через полюса мира и точки весеннего и осеннего равно-
денствия.

12 13. Серебряные зеркала бить штемпелем — как и в заметке 15,
здесь излагаются мысли о возможности получения небольших размеров
серебряных зеркал путем плющения пластинок серебра на гладкой поли-
рованной металлической доске.

13 14. В этой заметке и в следующих далее под номерами 19, 20 и
26 (первая строка) излагаются элементы разрабатывавшейся Ломоносовым
технологии изготовления металлических форм („штемпелей") и шаблонов
(„контрапунсов") для шлифования и полирования сферических зеркал и.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика