морского пути" (настоящий
том, стр. 178—186 и 302—317). Первую конструкцию своего универсального
барометра Ломоносов описал еще в 1749 г. в работе „Проект конструкции
универсального барометра, предложенный славнейшим академикам Михаилом
Ломоносовым" (ПСС, т. 2, стр. 327—337).
* 4. Взять солнечные лучи с
обоих краев ■ . ■
вишневый, зеленый, рудожелтый — как ив следующих далее заметках
9, 24, 25, 46, 68, 69, 73, 103
(п. 2), 161—163 и 168[2], здесь содержатся записи Ломоносова, относящиеся к
разработке теории цветов и производившихся в связи с этим опытов.
5 7. Эта и следующие далее заметки 8, 26 (после
первой
строки), 27, 30[1], 29[2], 30[2]—32[4], 36 (первая строка), 48, 147 (пп.
16 и 17), 159 („Новые пробы") и 168[1] содержат записи проводившихся
Ломоносовым в период составления „Химических и оптических записок" опытов
по получению высококачественных сплавов для металлических зеркал.
6 7. шкварин —
шлаков, образующихся
при плавке металлов.
7 7. королька — „корольком", а в последующих
записях рецептов зеркальных сплавов „регулусом" Ломоносов называет
металлическую сурьму — от русского „королек сурьмы" (металлическая сурьма)
и латинского „reguli antimonii" (сурьма чистая, металлическая).
8 9. осиновый —сине-зеленый цвет, подобный цвету
свежей коры осины.
»
9. неаполитанскою желтью
— неаполитанской желтой, точнее оранжево-желтой, краской, получаемой либо
путем обжигания окиси сурьмы с глетом, либо путем сплавления соответствующих
весовых количеств двойной калийно-сурьмяной соли, виннокаменной
кислоты, азотно-свинцо-вой
и поваренной соли.
™
9. камеди — особой
растительной смолы (гумми), образующей при набухании ее в воде клейкую
массу. Наиболее
распространенной разновидностью камеди является аравийская, часто называемая
гуммиарабиком, широко применявшаяся ранее в качестве клеющего вещества.
11 11. равноденственного колуруса — большого круга
небесной сферы,
проходящего через полюса мира и точки весеннего и осеннего равно-
денствия.
12 13. Серебряные зеркала бить штемпелем — как и в
заметке 15,
здесь излагаются мысли о возможности получения небольших размеров
серебряных зеркал путем плющения пластинок серебра на гладкой поли-
рованной металлической доске.
13 14. В этой заметке и в следующих далее под
номерами 19,
20 и
26 (первая строка) излагаются элементы разрабатывавшейся Ломоносовым
технологии изготовления металлических форм („штемпелей") и шаблонов
(„контрапунсов") для шлифования и полирования сферических зеркал и.