еще чище
прежнего становится, ежели пред тем с каким, нибудь простым металлом
смешано было. Золота шесть золотников, будучи в такой печи, где стекло
для делания разной посуды беспрестанно плавят, чрез два месяца содер-жаны, ни
единого грана, то есть ни единой восемьдесятой доли золотника, не
потеряли. Алхимисты
говорят, что золото легче можно сделать из иного металла, нежели так
разрушить, чтобы его разделенные части снова в золото соединить нельзя
было. Но
хотя оно толь ненарушимо, однако некоторым металлам твердостию
уступает, легчайшим,
нежели они, ударам повинуется, и меньшего жара к плавлению требует, ибо
тогда расплывается, когда раскалено докрасна. В самую ту минуту, когда оно
после плавленья застывает и жидкость свою в твердость
переменяет, показывает
на себе светлозеленый и молодой траве подобный цвет, что только тогда
бывает, когда
в нем нет никакого следа других металлов, и для того сия зеленость за знак его
чистоты почитается. Когда золото, раскаливши, в воду вливают, то
расскакивается оно на мелкие куски и притом не сильняе шипит, как невеликий
красный уголь, когда его вдруг в воду погружают. Воздух, который большую
часть чувствительных тел переменяет или и совсем разрушает, золоту не может
учинить никакой перемены или утраты и высокий его цвет и светлость без всякого
повреждения оставляет. Ради его мягкости нет в нем почти никакой
упругости, то
есть такой силы, чрез которую бы оно после согнутия само расправиться могло. И
понеже от упругости, с плотностию совокупленной, звонкость
тел зависит, для
того чистое золото подает весьма мало продолжительного звона. При сем имеет
оно удивления достойную вязкость и тонкость в своих нечувствительных
частях, которою
прочие металлы несравненно превосходит, ибо оные художники, которые
листовое золото делают, один гран золота в лист шести дюймов длиною и шириною
разбивают. Серебряный прут весом два фунта, обведенный шестью
золотниками золота, растягивают на толь тонкую проволоку, которой два