няются и, наклонившись, больше
к ним не тянутся. Итак, ежели бы сие действие было вправде, то бы
ненарушимые натуральные законы, не взирая ни на время, ни на человека, всегда
сие и на всяком месте в действие производили. Сие подобно ребячьим
часам, которые
состоят в том, что привязанная к персту пуговица ниткою, над водою, в
стакан влитою, качаясь, в край его бьет и тем часы показывает. Однако равно
как настоящего часа не знающему пуговица того показать не может, так и
способом развилистого прута руд ищущие никогда и не найдут, ежели тому
вышепоказанных
признаков прежде не приметят. Немало людей сие за волшебство признают и
тех, что
при искании жил вилки употребляют, чернокнижниками называют. По моему ■
рассуждению, лучше на такие
забобоны или, как прямо сказать, притворство не смотреть, но вышепоказанных
признаков держаться, и ежели где один или многие купно окажутся, тут искать
прилежно.
Глава
четвертая О НАДЕЖДЕ РУДОКОПОВ
§ 60
От чего надежду горные люди
имеют. Когда рудокопы наверху
лежащую землю сроют' и до жил, где руды лежат, докопаются, то находят и в
земли признаки, по которым надежду получают или теряют о сыскании и прибыли
от труда рудокопного. Сии признаки состоят в положении самых жил или в
состоянии и роде минералов, кои в самых жилах или близ оных.
§ 61
Надежда от положения жил. По положению жил рассуждают, что
простирающиеся от востока к западу или от запада к востоку лучше и богатее
рудами обыкновенно
а В изд. 1763 г. ошибочно
скроют.