бины морской вынесши монеты или
ружье, либо сосуды, которые во время морского сражения или от потопления
бурею издавна погрязли, и сказал бы им, что их множество производит
там, забавляясь
своим избытком, прохладная натура? Что когда бы дно посреди земного моря или и
самого Великого океана открылось, где воюющие финикияне, греки, кар-фагенцы,
римляне, где возвращающиеся из Восточной Индии или из Америки флоты лишились
имения и жизни, и оказались бы художеством человеческим известно
произведенные
орудия, посуда, снасти, деньги, изображениям разных государей, на ходячих
или в монетных кабинетах хранимых, видимым совсем подобные и того же тиснения,
а притом бы стали некоторые рассуждать, что все то производит сама натура, то
есть исправляет в пучине морской кузнечное, ружейное, медническое и монетное
дело? Не презрительное ли бы осмеяние такие мысли произвели в благорассудных
людях? Не меньшего смеху и презорства достойны оные любому-дрецы, кои, видя
по горам лежащие в ужасном множестве
раковины, фигурою, величиною, цветами, струями,
крапинками и всеми разность качеств и свойств, коими сих животных природы
между собою различаются, показующими характерами, сходствующие с живущими в
море, и сверх того химическими действиями разделимые на такие же материи, —
не стыдясь утверждают, что они не морское произведение, но своевольной натуры
легкомысленные затеи.
§ 104
Есть против возвышения гор со
дна морского и поднятия с собою раковин другое мнение, за которое стоят
писатели не из черни ученого общества, 106 приписывая оное действие
единственно Ноев, у потопу, однако и сие важными доводами легко
уничтожается. 1)
Что прибывание воды морской не может поднять кверху раковин ради их большей
тягости, и самое искусство показывает, что они на берега никогда не
поднимаются с приливом, который во многих местах не тише