к
своему в воде содержанию
некоего ея количества, без которого от ней отстает и, соединясь с другими
себе сродными частицами, составляет помянутые зерна.
§ 142
Показав пять
способов рождения
камней, то есть: 1) затвердение из глины, 2) проницание клейкою жидкою
матернею, 3) наращением и слежанием, 4) огустением, 5) зернованием, хотя и
других не отрицаю, однако несомненно сии суть самые главные, в которых
заключать можно и прочие. Сверх сего довольно по сему явствует, что камни
суть не первородная и не первозданная материя, но происходят от глины, к
которой
краткому описанию приступая, объявляю, что и глина не всякая есть
первородная, затем что почти бесконечно
разнятся многие ее породы. При
сем должно несколько коснуться мнению древних философов, кои землю
(несомненно чистую глину) от воды производили, в чем из новых держался их
мнения славный аглинский испытатель натуры Роберт Бойл. 127
Сие доказать хотел следующим опытом. Посадил он тыковное семя в землю, которую
прежде высушил в печи и точно взвесил. После того как тыква на оной
земли выросла, будучи поливаема сколько надобно было водою, земля снова
высушена была и взвешена, где едва чувствительный урон найден, который бы в
сравнение с тягостию сушеной оной тыквы мог быть поставлен. По сему заключил
он, что вода превращается в землю. Но кто рассудит, сколько употребленная
вода на поливанье во все время ращения дала оной тыкве от себя имеющейся всегда
земли и сколько воздух, почерпаемый листами растущего плода, вместил в него
носящейся тонкой земляной пыли, тот никогда не поставит при сем за нужное дело
претворение воды в землю. Творец стихий, весь мир составляющих, умел и за
нужно быть рассудил положить непременные начала и основания толь огромного и
премудрого здания и, конечно, дал непременную и не