городах и князьях во
всей его
книге явствует, которые их грубые погрешности исправить и согласить старался
господин Миллер бэз всякого успеху. Правда, что и в наших летописях не без
вымыслов меж правдою, как то у всех древних народов история сперва баснословна,
однако правды с баснями вместе выбрасывать не должно, утверждаясь только на
одних догадках. Из всего видно, что он весьма немного читал российских
летописей, 1 и для того напрасно жалуется, будто бы в России скудно
|было известиями о древних приключениях. 2) Иностранных авторов употребляет
он весьма непостоянным и важному историографу непристойным образом, ибо где
они противны его мнениям, засвидетельствует их недостоверными, а где на его
сторону клонятся, тут употреблязт их за ^достоверных. Сие видеть можно о
Саксоне Грамматике2 "на странице 25 и в других местах. 3) Чтобы
из одного
сходства имен выводить следствия, того по правде не принимает (стр. 7 и 12),
однако, где видит что себе в пользу, того мимо не про-пущает, но толкует
имен сходства в согласие своему мнению (стр. 53), где он весьма смешным
образом из Госто-мысла сделал Гостомила, что он от неразумения российского
языка сам против себя выдумал, ибо Гостомил значит того, кто гостям мил, а
Гостомысл ТОГО)
кто о гостях мыслит.
2
На таких зыблющихся основаниях
поставлена вся его диссертация, в которой он, во-первых, опровергает мнение
о происхождении от Мосоха Москвы и россиян от реки Росса, 3 которые
его мнения, десять раз прочитав, едва распознать можно, спорит ли он, или
согласуется; наконец узнал я, что то — опровержения, которые никакой силы не
имеют и притом переплетены непорядочным расположением и темной ночи подобны.