или варанги, среди
греков; сомневаюсь, чтобы у
византийских писателей имелось более раннее упоминание. [1] Отсюда
понятно, что
Дит-мар Мерзебургский и Эггегард Ура-гинский (см. Комм. , том IV, стр. 292)
не без основания сообщают, что в Киев стеклось население преимущественно из
датчан. Понятно также, почему Нестор под 6558 годом, где он описывает
военный поход Владимира младшего на Константинополь, различает руссов и
варягов; ни о каких славянах упоминания нет. Следовательно, под названием
руссы следует понимать племя, которое, возникнув от смешения варягов со
славянами, в это время приобрело тот вид, который оно сохранило впоследствии,
а именно — различие, существовавшее между предками, исчезло, и разные
люди соединились под одним общим именем. Варяги же, участвовавшие в походах,
опять-таки — те наемные воины из датчан, норвежцев и шведов, которыми
пользовался Ярослав в войне против брата Святополка, как нам сообщают и
летопись Нестора, и сочинения северных писателей.
[Возражение Ломоносова] 48
Однако, чтобы
кому-нибудь не
показалось, что я с варягами-руссами далеко отошел от древнего племени
роксоланов, я доказываю тожество того и другого следующими доводами. Варягами
назывались племена, владевшие побережьем Варяжского моря, — поэтому
руссы, или
русь, жившие у устья реки Немана
5 Ломоносов, т. VI
И
Sed quid haec ad
diversita-tem linguae?
[Но какое
отношение это имеет
к различию языка?].