и
беззаконно и так себя до
чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не
могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку
тягостны. Сверх
того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от
человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от
морозов, вдруг
освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и
цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение
жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в
здоровых, умножают
оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее. После
того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская радость;
тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти
господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе
приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику
платье, иной
представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает,
прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает
случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться. Наконец заутреню в
полночь начали и обедню до свету отпели. Христос вос-кресе! только в ушах и на
языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие
скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода
с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят,
опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные
части, разбитая
посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и
пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие
постники. О истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли бог
негодует у пророка: „Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость
есть предо мною!" Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое
время к пищам