нами, но ныне, по открытии
Петровою рукою во многие моря пристаней, по введении знания в мореплавании и
строении корабельном, бывшие неудобности исчезли, и ход российских военных
и купеческих судов знатно прирастает, который современем не токмо другим
морским державам сравниться, но и превзойти может, ежели все то употребится
в пользу, что всевышний промысел дал в участие нашему пространному
отечеству. Не
упоминаю во всем том довольствия, что к строению кораблей потребно, ибо
избыток оных, расширяясь во внешние государства и снабдевая другие
державы, ясно
разглашает по всему свету российское богатство, которым как в европейских
купеческих пристанях утвердиться, так и в Яппонию, в Китай, в Индию и к
западным берегам американским достигнуть в состоянии, чем наше купечество не
токмо приобрести новые преимущества, великое богатство и громкую славу, но и
на всех завистников своего благополучия страх навести может. Внешние сего
примеры, токмо представляясь пред очами всего света, в восхищение всех
приводят. Малые владетельства, которых с российским могуществом и внутренними
достатками в сравнение положить невозможно, распростерли свои силы от берегов
европейских и оными окружили все прочие части света. Россия не меньше счастием,
как силою и общим рачением, простерла свою власть до берегов Восточного
океана и в пространстве оного открыла неведомые земли, но как за безмерною
дальностию для долговременных и трудных путей сила ея на востоке весьма
укоснительно и едва чувствительно умножается, так и в изыскании и овладении
оных земель и в предприятии купеческого сообщения с восточными народами нет
почти больше никаких успехов. Все сии трудности прекращены быть могут морским
северным ходом, о которого возможности найдутся в сем моем рассуждении
довольные доказательства. Правда, что представление многих
трудностей, которым
сие предприятие может быть подвержено, в состоянии возбудить сомнения, но
оные,