написания
картин", которые
должны были „украсить при дворе некоторые комнаты". „Немалый здесь нахожу
недостаток, — писал он, — в изображении старинного нашего платья разных
чинов. Сведение о сем сыскать едва ли где лучше можно, как в Архиве Коллегии
иностранных дел. Особливо ж есть в оной описание коронации и других церемоний
государя царя Михаила Федоровича, с личными изображениями на
паргаменте" (акад. изд. , т. VIII, стр. 288—289).
Ломоносов имеет в виду материалы
„Книги об избрании на
царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича"
(издана
Архивом Министерства иностранных дел, М. , 1856) и „Описания в лицах
торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании государя
царя и великого князя Михаила Федоровича с государыней царицей Евдокией
Лукьяновной из рода Стрешневых" (издано П. Бекетовым, М. , 1810).
На письме
Голицыну имеется
помета: „По сему послан приказ в Московский архив 29 генваря 1764 г. ".
Выбранные
Ломоносовым
исторические сюжеты относятся к допетровскому времени; темы
событий, связанных
с Петром I, были уже использованы им в проекте монумента Петру, составленном
в 1758 г. , который включал серию крупных мозаических картин исторического
содержания (Ломоносов, III, стр. 475—479). Описание некоторых
сюжетов, предложенных
Ломоносовым, близко совпадает с изложением этих событий в „Древней Российской
истории": Олег князь приступает к Царюграду сухим путем на парусах; Олег
угрызен от змея умирает; Взятие Искореста; Избавление Киева от осады
печенежской смелым переплытием россиянина через Днепр; Сражение Святослвва с
печенегами в порогах; Основание христианства в России; Горислава; Совет
Владимиру от духовенства; Единоборство князя Мстислава.
Ломоносов видел в создании
исторических картин дело, „служащее
к чести российских предков" (акад. изд.
, т. VIII, стр. 288), средство
популяризации героического прошлого русского народа.
2 13. со старого и
угрюмого
портрета — Ломоносов, вероятно, имеет в виду портрет Ивана
Грозного, оригинал
которого находился, по свидетельству Я. Я. Штелина, в старом Зимнем
дворце (Д. Ровинский. Русские граверы. М.
, 1870, стр. 194), гравированный
Ив. Штенглином для серии царских портретов, изданной в 40-х годах XVIII в.
|
1 2. фигуры идольские
есть у
меня в лицах и описанные — Ломоносов, повидимому, имеет в виду изображения и
описания языческих божеств в использованных им для „Древней Российской
истории" книгах Гарткноха „История старой и новой Пруссии", Франкфурт
и Лейпциг, 1684, и Арнкила „Языческая религия кимвров", Гамбург, 1691
(см. примеч. 23 к
работе 3 и 27 к работе 8 настоящего тома).