|
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 110
ное, третие —
утвердительное
особенное, четвертое — особенное отрицательное. Идеи, которые в них
соединены, суть: ободрение, надежда, день, ночь, 3
веселие, гульба,
желание, богатство, Геркулес, сила, волнение, непостоянство, отчаяние.
§ 38
а
Рит. рук. 1747 зачеркнуто неусыпность.
б
Рит. рук. 1747 зачеркнуто § 40. Подлежащее и сказуемое
сопрягать должно. Идеи, которые составляют подлежащее и
сказуемое, соединены
бывают:
1) чрез
взаимное их действие
и страдание^ напр[имер]: весенние ясные дни отзывают от
трудов. Пчелы, собирающие
мед по цветам , трудиться советуют своим примером. 2) Чрез разные падежи и
их правящие предлоги, как в прежних примерах чрез предлог: по цветам и
творительным падежом и (§ 38) родительным падежом: гулящих. 3) Чрез
пременение частей слова в другие .
3) Чрез соединение способом союзов: трудящегося неусыпно поощренного
надеждою на сияющее во дни солнце, и нощи луна и звезды праздна не видят. И
Юлий Цесарь был герой и ритор. 3) Чрез союзы разделения: трудолюбивый
. Старые
люди не себе, но детям древа насаждают. 4) Союзами избирания: злобный
человек явно или тайно вредить желает. 5) Чрез выключительные союзы:
ласкатели кроме вреда ничего не приносят. 6) Чрез возносительные; 7) чрез
деепричастия; 8) чрез преложение частей слова. 9) Сии 10 способов могут
быть употреблены обще или особенно, с утверждением или отрицанием.
§ 41. Чрез
такое сопряжение и
соединение простых идей произведенное предложение до одной темы надлежащее,
когда называется по-риторически периодом, который когда к другому
полагаются, каждое особливо, не имея друг к другу никакой
принадлежности, например:
доброе начало есть половина дела. Добрый конец все дело венчает.
1)
Что
есть период.
2)
период
простой.
|
Термины самой темы в
некоторых
приличных местах необходимо должны быть вмещены с приисканными идеями, как в
сих примерах неусыпность и труд. Также не должно отвергать и тех идей, которые
при сопряжении приисканных сами собою на ум приходят, ежели оне приличны, как
в тех же примерах о приведении и придаянии. 6
|
|