§ 7
Выходка возношением и опущением, 7
протяжение долготою и краткостию, напряжение громкостию и тихо-стию сколько
различия в голосе производят, довольно известно из музыки. Не упоминаю
многообразного совокупления разных повышений, когда они сладко
соглашаются, несносно
здорят или кратким разгласием приятное согласие предыдущих и последующих
больше украшают.
§ 8
Посему вымышленные от Голберга
в земли живущие люди, 8 когда бы действительно были и имели бы
вместо органов, к произнесению слова служащих, на груди своей струны, то
могли бы оными свободно изображать и с другими сообщать свои мысли.
§ 9
Образование состоит в отменах голоса, которые
от повышения, напряжения и протяжения не зависят. Такие изменения примечаем в
сиповатом, звонком, тупом и в других голосах разных. Отмена их коль
многочисленна, из того
видеть можем, что из
великого множества знакомых людей каждого узнаем по голосу, в лице не видя.
§
10
Образованием названо здесь сие
изменение голоса для того,
что представляет в себе образы
животных и бездушных вещей с их голосом, ибо иной голос подобен колокольному
звону, иной тележному скрыпу, иной скотскому реву, иной Соловьеву
свисту, иной подходит к
какому-нибудь музыкальному инструменту.