продолжает оказывать влияние на
ход развития отечественного языкознания.
После
переворота, совершенного
в науке о языке трудом И. В. Сталина „Марксизм и вопросы
языкознания", значение
филологических работ Ломоносова осветилось по-новому. Выступили наружу
такие, не
замеченные или недооцененные ранее, кардинально важные положительные их черты,
которые открыли нам тайну долговечности ломоносовского влияния на русскую
филологию.
Новейшими
исследованиями
советских философов и языковедов устанозлена материалистическая направленность
того „общего философского понятия человеческого слова", из которого
исходил Ломоносов в своих лингвистических трудах. Человек, говорит Ломоносов,
при помощи языка сообщает другим людям понятия, „воображенные себе способом
чувств", т. е. образованные на основе ощущений, доставляемых
действительностью. Эту чисто материалистическую теорию отражения
действительности в слове Ломоносов последовательно проводит в своем основном
филологическом труде —в Российской грамматике.
Язык —учит там же
Ломоносов —
необходим человеческому обществу для „согласного общих дел течения, которое
соединением разных мыслей управляется", т. е. для совместной, разумно
согласованной работы, для производительной деятельности общества. Таким
образом, и в' вопросе об общественной функции языка, как и в вопросе о связи
языка с сознанием и с действительностью, Ломоносов стоит на материалистической
позиции: в языке он видит необходимое условие жизни и развития общества.
В этом высоком и
верном
понимании общественной хроли языка кроется разгадка того
неподдельного, заражающего, поистине победоносного пафоса, каким проникнуты
все филологические труды Ломоносова. Многолетняя, замечательная по своим
успехам и по прочности этих успехов работа Ломоносова над русским литературным
языком была подсказана