lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 799


22 § 14. Ср. Рит. 1744, § 22.

23 § 15. Ср. Рит. 1744, § 23.
2* § 16. Ср. Рит. 1744, § 24.

25 § 17. Ср. Рит. 1744, § 25.

26 § 18. Ср. Рит. 1744, § 26.
2? § 19. Ср. Рит. 1744, § 27.

28 § 20. Ср. Рит. 1744, § 28.

29  § 21. Ср. Рит. 1744, § 29.

30  § 22. Ср. Рит. 1744, § 30.

31  § 25. Ср. Рит. 1744, § 8.

»2 § 32. в книге, Зоар называемой, — книга Зоар, или точнее
Зохар (Сияние), __________ один из основных памятников еврейской каббали-
стической литературы, псевдоэпиграф, приписываемый талмудическому
автору Шим'ону бен Йохай (около II В. н» э. ). Истинным автором
книги был испанский еврей Моисей де Леон (XIII в. ). Книга написана
на арамейском языке. Каббала, в основе которой лежит переработанная
и вульгаризованная система неоплатоников, действительно отводила
огромное место мистике чисел и имен. Присущая последним, по пред-
ставлениям каббалистов, таинственная сила связывалась ими с движением
тех небесных сфері на которые, по учению неоплатоников, расчленя-
лась вселенная.

33 § 32. не принимаем их . . вещественкики (Reales). — Имен-
никами Ломоносов называет средневековых философов-номиналистов,
которые утверждали, что так называемые универсалии, т. е. общие
понятия не существуют самостоятельно, а являются лишь названиями,
словами, отвлечениями человеческого рассудка. Противниками номина-
листов были реалисты (по терминологии Ломоносова, вещественники),
признававшие, в согласии с идеализмом Платона, реальное существова-
ние универсалий. Одним из основоположников номинализма, являвше-
гося, по выражению Маркса, „первым выражением материализма" (Маркс
и Энгельс, Сочинения, т. III, стр. 157), был французский схоластик
Иоанн Росцеллин (Roscellinus или Rousselin, у Ломоносова — Руце-
лин), родившийся в половине XI в. и осужденный в 1092 г. Суассон-
ским собором за попытку пересмотреть с номиналистической точки
зрения некоторые догматы христианства. Упоминаемые Ломоносовым
„великие распри" в Париже происходили тремя веками позже, в XIV
столетии, когда вождь номиналистов Вильгельм Оккамский выступил
открытым противником светской власти пап. Он подвергся за это
жестоким преследованиям со стороны католической церкви, а его учение
было осуждено Парижским университетом.

34 § 33. Ср. Рит. 1744, § 40.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика