области (надписи 160 и 236), и
рукописные сборники П. П. Шибанова, Г. В. Юдина (в Государственной
библиотеке имени В. И. Ленина) и И. О. Селифонтова (в Институте русской
литературы
Академии наук СССР). Специально для работы над восьмым томом была изготовлена
полная фотокопия известного Казанского рукописного сборника, который после
М. И.
Сухомлинова никем из издателей Ломоносова не изучался, по-видимому, в
подлиннике.
Чтобы дать
читателям полное
представление обо всем дошедшем до нас поэтическом наследии Ломоносова, в
восьмой том, по примеру предшествующего академического издания (т. I, 1891
г. и т. II, 1893 г. , под редакцией М. И. Сухомлинова), включены и
те стихотворения, которые были введены Ломоносовым в текст некоторых научных
его трудов и в составе последних напечатаны в предшествующих томах настоящего
издания.
Редакция восьмого тома —тоже по
примеру М. И. Сухомлинова—отказалась
от разбивки публикуемых произведений на какие-либо жанровые группы и —в отличие
от М. И. Сухомлинова — не отделяет поэтических произведений от прозаических.
В глазах Ломоносова ораторская проза и поэзия были разновидностями одного и
того же «красноречия». 1 Та и другая, отличаясь друг от друга
только «сложением», т. е. художественной формой, были в одинаковой мере
связаны с событиями государственной и общественной жизни того времени и с
событиями
личной жизни Ломоносова. Отделять его художественные произведения, написанные
в прозе, от произведений стихотворных значило бы нарушать цельность
представления о ходе развития литературного творчества Ломоносова.
1 Т. VII наст, изд.
, стр. 97, § 9.
|
Все вошедшие в
восьмой том
произведения Ломоносова печатаются поэтому в хронологической
последовательности, т. е. в порядке дат окончания авторской работы над
каждым произведением. Установить эту хронологическую последовательность было
не так просто, потому что хронологией стихотвор