lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 693


Из публикуемого документа видно, что первой мозаичной компози­цией (7 на 9 аршин) для внутренних стен собора была намечена Ломоно­совым не „Полтава", а „Левенгауптская баталия" (битва при деревне Лесной 15 сентября 1708 г. с картины Ж. М. Натье). Однако осенью того же 1761 г. приступлено было к работе в том же точно размере над „Полтавской баталией" (документ 93), а изображение битвы при Лесной было исключено из числа запроектированных картин над памятником Петру.

Картина Натье „Битва при Лесной", датируемая 1717 г. , находится в Музее изобразительных искусств в Москве. Долгое время она оши­бочно считалась изображением Полтавской битвы.

93

Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписан­ному Ломоносовым (ЦГИАЛ, ф. 2, оп. 2, № 60, л. 615). Впервые напечатано — „Ломоносов", I, стр. 155.

День написания устанавливается предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемой ведомости в Мануфактур-контору 14 ав­густа 1761 г.

См. документ 62 и примечания к нему.

„Последней" ведомостью Ломоносов называет ту, которую он подал в Мануфактур-контору 15 ноября 1760 г. (документ 91).

Мозаика „Апостол Петр", упомянутая в документе, одна из лучших вещей ломоносовской мастерской, хранится в Государственном Эрмитаже (Макаров, стр. 160—161).

О третьем портрете императрицы Елизаветы см. примечания к доку­менту 90.

Облицовка комнатных панелей плитками из ломоносовских смальт и смальтовые паркеты, бывшие в Ораниенбаумских дворцах, до нас не дошли. О нах можно судить лишь по трем столам работы Петергофской гранильной фабрики (два в г. Ломоносове и один в Государственном Рус­ском музее), а также по обрамлению прекрасной синей смальтой мрамор­ных барельефов в Китайском дворце в г. Ломоносове.

Набор грандиозной „Полтавской баталии", находящейся в настоя­щее время в здании Академии Наук в Ленинграде, происходил в моза­ичной мастерской при доме Ломоносова на Мойке. Сюда Ломоносов перевел к 1762 г. из Усть-Рудиц всех наборщиков, мастеров Матвея Васильева и Ефима Мельникова с группой обученных мозаичному делу крестьян (историю работы над „Полтавской баталией" см. : Макаров, стр. 163— 169). В Усть-Рудицах продолжал работать до закрытия фабрики шурин Ломоносова И. А. Цильх. Он заготовлял смальты, необходимые для „Полтавской баталии".

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика