|
В.К. МАКАРОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА МОЗАИКИ
стр. 22
нА эту ошибку Пекарского
указывали уже Н. И. Сидоров
и М. Ф. Злотников, авторы работ об Усть-Рудицкой фабрике
см. ниже. Паллас
писал о мордовском женском наряде: Шею обвивают множество воротников в виде
сети из нанизанных стеклярусовых бус цитируется по статье: Петр Сомон Паласе.
Чтения, 1865, I, стр. 299. О том, что Паллас использовал работы своего
ученика В. Ф. Зуева, см. : В. Ф. Зуев. Материалы по этнографии Сибири
XVIII
в. , АН СССР, 1947. Предисловие. Георги, описывая женское одеяние
самояди,
сообщал: часто выкладывают они одежду свою по краям и на рукавах суконными
полосками высоких и ярких цветов. Также бисером и брякушками Описание всех в
Российском государстве обретающихся народов, II, 1777, стр. 10. Об
эвенках он пишет, что они носят небольшие скуфьи, которые строчат волосами
и распещряют бисером там же, стр. 48. Пронизи крупный бисер Георги
упоминает также у эвенков: Около шеи узкие решетки из пронизок.
Б. О. Долгих. Новые данные о плавании русских
северным морским путем в XVII в. Проблемы Арктики, 2, 1943, стр. 195 226.
Отношение Пекарского к
мозаикам Ломоносова можно объяснить тем, что Пекарский их не видел. Что же
касается бисерной фабрики, то если бы Пекарский обратился к этнографическим
работам XVIII в. , к Палласу, например, или к Георги, он убедился бы, что
праздничный наряд у ряда народов нашего Севера обильно украшался цветным
стеклом. 1 Ломоносов, зная Север, понимал, как много государство
теряет от того, что бисер к нам привозят из Венеции из-за моря великое
количество на многие тысячи см. ниже, стр. 63. Судя по
традиционным, праздничным
нарядам эвенкиек и хантыек в музее Института этнографии Академии Наук
СССР, женщина
носила на себе до килограмма украшений из цветного стекла. Главным образом это
бисер. Венецианский бисер через Россию проникал до севера Сибири еще в XVII в.
2 Применялся, конечно, бисер и в русском народном
шитье. Остановить
ввоз дорогого иноземного товара и заменить его не уступающим по качеству своим
и более дешевым вот задача, которую ставил перед собой Ломоносов, заводя
Усть-Рудицкую
фабрику. Он видел здесь не личную выгоду, а пользу всенародную. В стать
м. П. Соловьева Мозаика на
западе
|
|