makarov-nasledie

 

В.К. МАКАРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА МОЗАИКИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
В.К. МАКАРОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА
МОЗАИКИ
стр. 22


нА эту ошибку Пекарского указывали уже Н. И. Сидоров и М. Ф. Злотников, авторы работ об Усть-Рудицкой фабрике см. ниже. Паллас писал о мордовском женском наряде: Шею обвивают множество воротников в виде сети из нанизанных стеклярусовых бус цитируется по статье: Петр Сомон Паласе. Чтения, 1865, I, стр. 299. О том, что Паллас использовал работы своего ученика В. Ф. Зуева, см. : В. Ф. Зуев. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. , АН СССР, 1947. Предисловие. Георги, описывая женское одеяние самояди, сообщал: часто выкладывают они одежду свою по краям и на рукавах суконными полосками высоких и ярких цветов. Также бисером и брякушками Описание всех в Российском государстве обретающихся народов, II, 1777, стр. 10. Об эвенках он пишет, что они носят небольшие скуфьи, которые строчат волосами и распещряют бисером там же, стр. 48. Пронизи крупный бисер Георги упоминает также у эвенков: Около шеи узкие решетки из пронизок.

Б. О. Долгих. Новые данные о плавании русских северным морским путем в XVII в. Проблемы Арктики, 2, 1943, стр. 195 226.


Отношение Пекарского к мозаикам Ломоносова можно объяснить тем, что Пекарский их не видел. Что же касается бисерной фабрики, то если бы Пекарский обратился к этнографическим работам XVIII в. , к Палласу, например, или к Георги, он убедился бы, что праздничный наряд у ряда народов нашего Севера обильно украшался цветным стеклом. 1 Ломоносов, зная Север, понимал, как много государство теряет от того, что бисер к нам привозят из Венеции из-за моря великое количество на многие тысячи см. ниже, стр. 63. Судя по традиционным, праздничным нарядам эвенкиек и хантыек в музее Института этнографии Академии Наук СССР, женщина носила на себе до килограмма украшений из цветного стекла. Главным образом это бисер. Венецианский бисер через Россию проникал до севера Сибири еще в XVII в. 2 Применялся, конечно, бисер и в русском народном шитье. Остановить ввоз дорогого иноземного товара и заменить его не уступающим по качеству своим и более дешевым вот задача, которую ставил перед собой Ломоносов, заводя Усть-Рудицкую фабрику. Он видел здесь не личную выгоду, а пользу всенародную. В стать м. П. Соловьева Мозаика на западе

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика