медную сковороду
собиралась Полтавская
баталия. Отдельные части этой мозаики штуки, набирались в мастерской.
Мозаичная
мастерская фабрики в
Усть-Рудицах была закрыта. Там продолжалось производство смальт, которые
привозились
в Петербург, на Мойку. В нижнем этаже мастерской был очаг, на котором
готовились смальтовые стволики, как их называл Ломоносов, для набора картины.
1
Покупка земли и
постройка
зданий для мозаичных работ от носится к 1761 г. потому, что в этом
году, наконец,
последовало разрешение Сената. Ломоносову была оказана денежная помощь, так
как он писал в Сенат, что
Уже прежде сего за 3 года его идеи. . . для
помянутого
ГГвГнГ ЖЕГ за г
томлением материалов, машин и печей
и содержанием
людей пришел чрез оное время в убытки и долги.
. . . 2
Еще
в 1758 г. в письме к Я. Штелину Ломоносов сетовал;
Вопреки моего
предположения, дело
в Сенате настолько затянулось. . . в ожидании я держу на свой счет так много
людей, что по одной только фабрике плачу ежегодно деньгами 600 рублей, не
считая того, что выходит на припасы и материалы. . . . 3
На выполнение мозаик по
второму проекту Ломоносова было ассигновано 80 764 р. 10 к.
В.
той же работе Макаренко
приведены планы этих зданий, Приложения, стр. 83, 85 и 87. ,
постановление Сената 14 июня 1761 г. Новые
материалы о М. В. Ломоносове. Красный архив, 1940, 3 100, стр. 180183.
8 СЛ, т. VIII, стр. 205.
Несомненно, двухлетнее
промедление с началом работ над монументом Петру Великому было роковым для
этого грандиозного предприятия. Осуществись этот проект мы имели бы памятник,
в котором патетический стиль времени выразился бы наиболее ярко. Но как мог
он осуществиться, если всего через полгода после разрешения начать работы