воды
и отдаленности от жилья, была
удобна для постройки здесь смальтоварной лаборатории, требующей большого огня,
и мозаичной мастерской. В той же части окраины Петербурга стоял головкинский
дом. В нем поселились весной 1769 г. мозаичисты и смальтовары мозаичная
команда Канцелярии от строения переименованной к 1770 г. в Контору
строения. Мастерская
была устроена в Училищном доме соседнем. 1 Именно в этой мастерской
Училищного дома Канцелярии от строения в сентябре 1769 г. были закончены, с
помощью всей команды, две последние мозаики Ломоносовского ученика Матвея
Васильева Апостол Павел и Св. Екатерина. Горн для вытягивания прутков
смальты был устроен на кухне Училищного дома. 2
В октябре того же
года Иван
Вельский написал первый рапорт в Канцелярию о том,
что ныне мозаичная
команда, как
есть мастера и ученики, находятся без всякого мозаичного дела, того ради
доношу, дабы повалено было помянутой команде по их художеству определить какую
работу, чтобы оные без дела, в праздности не находились. 3
Бецкой предложил искать
мозаичной работы в казенных местах и в партикулярных домах через объявления.
дело
О мозаичном художестве, л. 1
Архив АН ССР, ф. 20, оп. 6, 54.
Макаренко 1917, стр. 137138.
дело
О мозаичном художестве, л. 25
неправильно подшитый позже.
В начале 1770 г. 22 февраля
Вельский пишет в Контору, что он через комиссию Академии Наук неоднократно
печатал такого рода объявления, но заказов не получил. Со слов Матвея
Васильева он сообщает, что и Ломоносову в 1757 г. не удалось путем таких
публик
и даже указов получить работы. Причина такого равнодушия русского общества к
мозаике может быть указана лишь предположительно, это дороговизна
мозаик. Небольшой
образ стоил 50 рублей