В
январе 1778 г. Контора
строения слушала экстракт о мозаичном начатом покойным статским советником и
Академии профессором деле, которое по именному е. и. в. указу 14 июня 1766
года объявленному в продолжение господином д. т. с. И. И. Бецким
препоручено
бывшей Канцелярии, что ныне сия Контора.
Контора явно
тяготилась
мозаичной командой и поставила перед Бецким вопрос, если не будет построена
лаборатория и не будет казенных заказов, не даст ли он распоряжения мастеров с
мастеровыми мозаичного художества из ведомства сей Конторы определить в другое
правление, потому что им по ведению сей Конторы делать нечего.
Лишь в декабре
1781 г. , т. е.
через четыре года, последовал от Бецкого ответ, не содержащий в себе ничего,
кроме согласия дать ход предложению Конторы представить в Правительствующий
Сенат мнение Конторы опробуется. 2
Никаких следов
мозаичной
работы за эти четыре года в деле О мозаичном художестве нет. Ее не
было. Мозаичисты
все больше старели, теряли свои профессиональные навыки, были безкуражны и
претерпевали нужду.
В декабре 1781
г. жив еще
замечательный русский мозаичист Матвей Васильев. Он приложил руку к скоске о
том, что
с оригинала славного живописца
Рембрандта мозаическая картина делана та, которая пожалована от
е. и. в. графу
Александру Сергеевичу Строганову, а другая, деланная с того же оригинала, для
Академии художестве
то же дело, л. 5863.
то же дело, л. 74.
то же дело, л. 72.
Речь
идет о Голове старика мозаике
17671768 гг. Кто запрашивал об этой вещи неизвестно. На другой, 1782,
год, весной Контора интересуется судьбой начатой при Ломоносове Азовской
баталии: