правительством
сперва в Холмогорах, а потом в Ар хангельске, который иностранцы именовали
первые
ми воротами Российского государства. Огромный поток товаров от Урала до
низовьев
Волги и далекой Персии шел на север по всем рекам, впадаю щам в Северную Двину,
а также через сложную сеть волоков и переправ, по рекам Белой, Вятке и
Каме. Постоянное торговое движение оживляло и обогащало деятельный и
предприимчивый край, саз давая экономическую основу для процветания и раз
вития той высокой народной культуры, которой отличалось русское Поморье.
С давних времен на Двине привыкли к
подвив ной и
богатой впечатлениями жизни. Спокойно и де ловите идут по ней нескончаемые
караваны: плоты и барки с хлебом, пенькой, салом и другими товара ми, с
перегрузкой
на волоках и устьях, снуют маленькие лодочки с квадратными и треугольными
паруса ми, мерно ударяют веслами по реке гребные карбасы. Бредут
берегом бродячие ремесленники, суконщики и шерстобиты, резчики и гончары,
мастера разных художеств и песельники.
Постоянное движение по реке
привлекало к себе массу ярыжных гребцов и бурлаков, тянувших тяжелые
суда. Отдельные
ладьи и . большие насады тянули большой лямкой, иногда до трехсот
человек. Среди
ярыжных было немало гуляющего и вольного люда, снявшегося с пашни из-за
непосиль
наго тягла. Но кроме этих бездомных пришлых бурлаков были опытнейшие носики и
кормщики тогдашние лоцманы и капитаны, изучившие фарватер реки с малых лет и
все же частенько награждавшиеся батогами, особенно если им случалось посадить
на мель судно с казенным или посольским грузом Однако северяне работавшие на
речных судах были не
робкого десятка и умели хорошо за себя постоять. В 1655 году Потемские и
устюжские носики даже уговорились с начала навигации го-
жать ни
ввело в. вниз Артели. аге носики огласились промеж себя по
2
19