На Беломорском севере, где
почти ее было помещиков, а крупные монастырские хозяйства всем своим укладом
не отвечали новым требованиям развивавшейся страны, Петр I опирался на
купечество и наиболее зажиточные слои черносошного крестьянства. Типичной в
этом отношении была семья кораблестроителей Бажениных, выделившихся в крупных
земельных собственников из среды посадских.
Еще в конце XVI
века
неподалеку от Холмогор, на правом берегу Северной Двины, у ее притока Вавчу-
ги,
стояла небольшая водяная мельница, принадлежавшая черносошным крестьянам
Поповым. В 1671 году владелец Вавчуги продал ее своему зятюпосадскому Андрею
Баженину. Сыновья Баженина, Осип и Федор, перестроили и усовершенствовали
мельницу, получив 10 февраля 1693 года грамоту: на тех мельницах хлебные
запасы молоть, лес растирать и продавать на Холмогорах и у Архангельского
города русским людям и иноземцам. Прибыв в том же году в Архангельск, Петр не
преминул посетить Бажениных и осмотреть заведенные ими мельницы. В 1700 году
Баженины
получили привилегию: корабли и их яхты строить иноземными и русскими мастерами
по вольным наймам из своих пожитков.
Рядом с верфями
на Вавчуге
возникли
мастерские столярная, литейная, такелажная, кузнечная, токарная, слесарная
,
чертежная, канатная и парусное заведение. В 1702 году, в третий приезд
Петра на север, с баженинских верфей были спущены два казенных фрегата Курьер
и Святой дух.
Баженины
принадлежали к
передовым людям севера, оставившим по себе добрую память своим вкладом в дело
русского кораблестроения. Однако мы не должны закрывать глаза на классовую
природу деятельности Бажениных. Сильный царской милостью и тугим
кошельком, Осип
Баженин захватывал в свои руки свободные оброчные угодья и скупал тяглые земли
у крестьян где только мог. Баженины не только скупали земли но и стремились
обзавестись крепостными включаясь таким образом в общую систему
крепостнического хозяйства. Осип Ба