Однако Ломоносов родился не в
курной избе, а тогдашний Беломорский север, как мы видели, отнюдь не был
забытым и безотрадным краем. На вольном севере находили себе простор русская
даровитость, находчивость и изобретательность, не связанные обезволивающим
крепостным правом. Над северным крестьянином не висела власть мелкого
землевладельца,
служилого вотчинника или помещика. И хотя крестьянский мир испытывал общий
гнет феодально-крепостнической системы, все же он развивался с большей
самостоятельностью, давал выход личной инициативе и предприимчивости.
Позднее, отвечая
на эти
общеизвестные слова Некрасова, Г. В. Плеханов говорил, что архангельский
мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно
помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским
мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного
ошейника
Ломоносов
развивался под
воздействием сложных и многообразных народных традиций. Еще у себя на родине
он встречался со многими противоречиями, вызванными как общими условиями
культурно-исторического развития России, так и обстановкой, сложившейся в его
время на севере. Не скудость безотрадного, бедного впечатлениями и
воспитанием детства окружала его, как писал известный этнограф
С. В. Максимов,
а разнообразие и пестрота, беспокойство мысли, творческое волнение
любознательность и предприимчивость.
Но в то же время
было бы
неверно утверждать, что Ломоносова целиком создала, выпестовала какая-то
обособленная областная культура, возникшая или отстоявшаяся на севере.
Г. В. Плеханов, Сочинения,
т. XXI М. Л. , 1925, стр. 141.
Творческую личность
формирует
совокупность культурно-исторических условий развития всего народа. Наш север
всегда был восприимчив к культурным веяниям, шедшим из всего Московского
государе-