дне
приспосабливать свои
технические интересы и свою производственную деятельность к вкусам и требованиям
двора, ибо только таким путем мог рассчитывать на поддержку. Он был связан по
рукам и ногам всеми путами феодально-крепостнического государства. Работал ли
он в стенах Академии наук, собирался ли содействовать развитию той или иной
отрасли промышленности, выступал ли в ней самостоятельно ему не удавалось
вырваться из этих пут. Вот почему, куда бы он ни устремлялся, он не- 4
избежно
наталкивался на рогатки. Так же как со многими его общественными начинаниями,
вышло и с его личным предприятием. Ломоносовское начинание не имело
успеха. Правительственная
поддержка оказалась недостаточной, чтобы закрепить новое дело. Покупатель к
нему не шел. Продукция не находила сбыта не потому, что она была плоха или не
могла найти применения, а потому, что придворные круги и дворянство
стремились приобретать предметы роскоши и простого обихода непременно с
заграничным клеймом. Дворянство не проявило интереса к изделиям Усть-Рудицкой
фабрики, хотя ее ассортимент был в большей степени рассчитан именно на его
вкусы. А средний городской покупатель приобретал привычные дешевые предметы
заурядных стекольных заводов и тоже мало помышлял об авантюринах и и ароматницах
Ломоносова. Ломоносов был окружен равнодушием и непониманием.
Само увлечение
Ломоносова
мозаикой и деланием бисера было предметом язвительных насмешек. Я не хуже
Ломоносова, хотя бисера не делаю, писал И. И. Шувалову
Сумароков. Изготовление
бисера было для него низменным, неблагородным занятием. В редактировавшемся
Сумароковым журнале Трудолюбивая пчела в июне 1759 года появилась сперва статья
В. К. Тредиаковского, доказывавшего, что живопись, производимая малеваньем,
превосходное мозаики, потом эпиграмма, вероятно написанная самим
Сумароковым:
Разбив стакан, точить кусочки, а
по отточке На всяком
тут кусочке