о
широко практиковавшихся на
Западе колдовских и суеверных способах нахождения руд с помощью рудоискательной
вилки, сделанной из орешника. Вооружившись такой вилкойсрезанной при
соблюдении
множества суеверных приемов стоя спиной, с одного разу и т. д. , считаясь с
положением светил в сочельник, Вальпургиеву ночь, мастер движется, как
лунатик, пользуясь малейшим колебанием прута, зажатого в его руках. Таким
Магнетическим
путем пытались открыть не только рудные месторождения или подземную воду, но и
такие вещи, как супружеские измены. А в 1692 году, утверждали защитники
жезла, французский
крестьянин Жак Омар из Лиона с подобной вилкой преследовал одного убийцу сорок
лье на земле и тридцать на море. Поклонники вилки сохранились до вашего времени
в
буржуазной Европе, где существуют на этот предмет особые общества и издаются
специальные журналы. Во времена Ломоносова почти каждый крупный рудник на
Западе имел своего штатного волшебника. Эту вилку занесли в русскую горную
разведку западноевропейские горные мастера, приглашенные
на Урал и принесшие с собой не столько пепловую технику, сколько ремесленную
узость, otcvt-Стиве научного кругозора и
тяжелый груз средневековых пережитков Вот что писал Ломоносов об этой
пресловутой вилке: Немало
людей сие за волшебство признают и тех что пои искании жил вилки употребляют
чернокнижниками называют По моему Рассуждению лучше на такие забобоны или как
прямо
сказать привад
зонных признаков держаться и ежели где
один или многие
окажутся, тут искать прилежно
В специальной
части, посвященной
теории и практике металлургии, Ломоносов стремится научно разработать
технологию получения металла, подчеркивает роль химии и физики, указывает на
необходимость лабораторного изучения металлургических проблем.
Свое изложение
Ломоносов
сопровождает множеством советов, касающихся наиболее целесообразной и
экономически выгодной организации производства.