Ломоносов ясно сознавал, что Петербургская
Академия наук не выполняет всех
задач, поставленных перед нею еще Петром
Великим.
Ломоносов
видел, что одна из
главных причин худого состояния Академии заключается
в недостатке
русских ученых, кровно связанных с
нуждами и интересами своего народа.
В то же время он, как
никто, понимал, что в тогдашней
России еще не было прямых и
надежных путей к высотам науки,
что Академия наук не
обеспечила подготовку русских ученых и
что в
ее .
стенах русским людям не .
только не предоставлены все возможности
для работы,
но их всячески оттирают от
науки и стремятся поставить в зависимое
и приниженное
положение. Этому надо было
положить конец. И Ломоносов яростно боролся с неприятелями наук российских. Он
берется за
создание постоянного центра для подготовки
широкого слоя образованных русских людей.
На академическую гимназию и
Университет рассчитывать при сложившихся обстоятельствах было нельзя. Гимназия
влачила
жалкое существование, а Университета
при Академии
наук .
фактически не было Ломоносов приходит
к мысли
о необходимости
создания самостоятельного и независимого
от Академии
университета, лвеои которого были бы раскрыты для всей
страны.
Ломоносов
обращает свои взоры к
Москве. Здесь, в этом историческом центре русской жизни, вдали
от академических и всяких
иных иноземцев
и придворных
кругов, первый русский университет мог развиться и окрепнуть
на самобытной
национальной основе. В самой Москве и
близлежащих губерниях жило много дворян, которым
не под
силу было
содержать детей в Петербурге,
чтобы дать им образование, если их не удавалось определить
в кадетский
корпус. Здесь можно было надеяться на
то, что университет привлечет к себе более
широкие демократические слои населения, ибо даже
в официальном
представлении в Сенат об открытии
университета в Москве указывалось на большое
число живущих в ней не
только дворян, но и
разночинцев.