сит
Орлова помочь ему открыть
второй университет златой здешним наукам
век поставить.
Но Орлов остался равнодушен
к просьбе
Ломоносова.
Ломоносов не
оставляет попечения об
академическом университете и пытается в
труднейших условиях наладить его учебную
работу. В декабре того же 1762 года в
академическом университете состоялись экзамены
семнадцати студентов, получивших хорошие отзывы
от профессоров.
В Записке о состоянии университета, представленной Разумовскому 5 февраля 1763
года, Ломоносов радостно сообщает, что
через год из помянутых студентов человечков двух надеяться
можно адъюнктов. Это будут, с
гордостью подчеркивает Ломоносов, действительные академические питомцы, с
самого
начала из нижних классов по наукам
произведенные, а не
из других
школ выпрошенные.
Усилия и надежды
Ломоносова скоро
оправдались. Уже в первые десятилетия
после его смерти многие воспитанники академической гимназии заявили о
себе замечательными
трудами. Они все принадлежали к демократическим слоям русского
народа и на разных поприщах боролись
за развитие
производительных и культурных
сил своей
страны. Мы упомянем лишь о
плеяде замечательных ученых-натуралистов,
значительно подвинувших вперед изучение России, ее природы
и естественных
богатств. Среди них солдатский сын, талантливейший
ботаник и этнограф Василий Федорович
Зуев 17541794
и сын
захолустного пономаря химик Никита
Петрович Соколов 17481795, ставшие впоследствии
академиками. Они участвовали в широко известной в науке
экспедиции академика Палласа, выполнили наибольшую
часть работ и были соавторами научного описания экспедиции Книга Зуева
Начертания естественной истории 1786 превосходила по отзыву Палласа
все тогдашние иностранные руководства В Ф Зуев первый описал криворожские
рудньге
месторождения и напечатал несколько работ о другие полезных ископаемых в том
числГбЬльшую
статью О Турфе 1788 Никита Соколов составил Оп