тай крестьян, положенных в
подушный оклад29. Определив П. Дудина в гимназию, Ломоносов в
дальнейшем следил за его учением.
Но вернемся на Куростров, где
будущий ученый постигал основы знания по Грамматике М. Смотрицкого, которая к
тому времени уже выдержала два издания 1618, 1648. Написанная на
церковнославянском языке, она отражала в основном грамматический строй этого
языка. Несмотря на элементы схоластики, книга давала основу для понимания
языка, сообщала грамматические правила и общие сведения о стихосложении. Это
было особенно важно для Ломоносова, который с детства проявлял большой интерес
к живому народному языку. Он прислушивался к говору поморов и различал
особенности произношения. В 50-х годах, работая над Российской
грамматикой, он
сделал такую пометку: Что не во всяком языке те же слова, то же
произношение. О
коренных жителях в Коле30. Ученый ценил народный язык родного
Севера поморский диалект, который, по его мнению, ближе к старому
славянскому и великую часть России занял. Впоследствии он определил в
поморском диалекте один из источников образования общерусского языка.
По свидетельству
Н. И. Новикова,
составителя Словаря российских писателей, Ломоносов еще на родине
познакомился с выдающимся произведением русского стихосложения Псалтырью
рифмотворной
Сименона Полоцкого. Эта книга, изданная в 1680 г. в Москве, представляла
собой значительное достижение поэтической мысли конца XVII в. и была хорошо
известна на русском Севере. Псалтырь С. Полоцкого позволила любознательному
юноше соприкоснуться с книжной поэзией, получить представление о рифме и
стихотворной речи.
Можно
предположить, что важную
роль в начальном образовании молодого помора сыграла и очень популярная в то
время Арифметика Леонтия Магницкого, преподавателя Навигационной школы в
Москве. Книга Магницкого Арифметика, сиречь наука числительная в течение
многих лет была основным учебным пособием по математике. Кроме
арифметики, учебник
излагал сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии,
физике, навигации, а также давал необходимые навыки для решения различных
вопросов естествознания и техники.
При изучении
грамоты Ломоносов
не мог не познакомиться с рукописными местными хрониками, а также печатными
изданиями петровского времени: ведомостями, реляциями, указами и т. д.
, широко
известными в то время в Поморье.