такие законы, которые и
обусловливают согласование их многообразия: созданная богом природа совершенна.
Бог у Вольфа выступает в образе искусного механика, а мир является совершенной
машиной. Закономерную связь вещей и неотвратимую необходимость событий Вольф
ограничивает признанием свободной воли, которую он как рационалист ставит в
зависимость от познания. Он стремился приспособить всю природу к практическим
потребностям человека, не видя в ней никакого развития.
Анализируя
естествознание первой
половины XVIII в. , Ф. Энгельс во Введении к Диалектике природы отмечал, что
наука все еще глубоко увязает в теологии. И далее: Высшая обобщающая мысль, до
которой поднялось естествознание рассматриваемого периода, это мысль о
целесообразности установленных в природе порядков, плоская Вольфовская
телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать
мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы
доказывать мудрость творца Таким образом, объективно воль-фианство
противостояло передовым тенденциям идеологического развития смелому
антифеодальному протесту энциклопедистов, материалистической философии и
эмпирической науке.
Однако в России
интересовались
не метафизикой Вольфа, а его естественнонаучными знаниями и ценили его как
видного математика и выдающегося педагога. Три русских студента были посланы
за границу к Вольфу как к опытному профессору в области физико-математических
наук, способному дать прочные знания будущим горным инженерам и металлургам.
Ломоносов и его коллеги, прибыв в
Марбург, явились к
Вольфу с рекомендательным письмом, в котором президент Петербургской академии
представлял русских студентов, направленных в Германию, чтобы
усовершенствоваться
за границей в металлургии и прочих науках. Президент писал Вольфу: Инструкция
их покажет Вам, что они обязаны делать, а в самом непродолжительном времени я
сам буду иметь честь уведомить Вас обо всем остальном г. Вольф с
большой ответственностью отнесся к устройству прибывших к нему из Петербурга
студентов, а также принял горячее участие в обсуждении их программы занятий
3.
Так как
Марбургский университет
не имел специальных помещений для расселения студентов, то они жили в основном
на частных квартирах. Ломоносов поселился в доме вдовы марбург-ского пивовара
Екатерины-Елизаветы Цильх урожденной Мергель. Покойный глава семьи-Генрих
Цильх-был
уважаемым жителем города. Он состоял членом городской думы и церковным
старшиной немногочисленной реформатской общины. После