создал
оригинальную конструкцию
нового инструмента с искусственным горизонтом; применил принцип использования
карданов
подвеса в предложенной им конструкции корабельной обсерватории; предложил для
упрощения изготовления морских квадрантов и повышения точности наблюдений
заменить стеклянные зеркала металлическими и т. д. Ломоносов, отчетливо
представляя все трудности мореплавания, подчеркивал, что борьбу с ними должны
облегчить мореходные инструменты и более совершенные методы
кораблевождения. Он писал: Все
сии бедствия почти от одной неисправности мореплавания происходят, которое для
того от самых древних времен за достойное прилежания к лучшему приведению
почитается
Утверждая, что от единого
ученого мореплавания утеши-
нее и помощь ожидать должно,
Ломоносов выдвинул проект
создания исследовательского
центра Мореплавательской
академии и уделил ему в Рас-
суждении. . . целую главу. Ос-
новую задачу этого учрежден-
ноя ученый видел в том, что-
С. Я. Руновскийбы общим советом установили,
что и как
впредь исследовать
должно 46.
Рассуждение о
большей точности
морского пути в основном посвящено вопросам кораблевождения. Но оно содержит и
ценнейшие мысли ученого, его
указания и обобщения, относящиеся к метеорологии, синоптике, земному
магнетизму,
гравиметрии и пр.
Материалы этой работы Ломоносов
использовал при написании
другого труда, посвященного освоению Северного морского пути.
В последние годы жизни Ломоносов
выступил организатором
и научным руководителем морской экспедиции для отыскания пути из Северного
Ледовитого океана в Тихий. Идею снаряжения такой экспедиции ученый изложил в
Кратком
описании разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу
Сибирским океаном в Восточную
Индию, написанном в 1763 г.