Развертывая свою обширную
программу преобразования стар-
на на научных началах, Ломоносов не понимал, что она выход-
дат за пределы феодально-крепостнического государства и что
для ее осуществления недостаточно распространения научных
знаний и просвещения. Взгляды Ломоносова сложились в то
время, когда направленная против феодальной реакции доктрин-
на просвещенного абсолютизма была передовой политической
теорией. Как уже отмечалось, просвещенным монархам Ломано-
сов теоретически приписывал роль носителей прогресса. Он еще
не мог понять классовый характер государства, поэтому возлагал
большие надежды на просвещенный абсолютизм полагая что
идеальный монарх может преобразовать страну. Таким идеал-
нам правителем Ломоносов считал Петра I. Поэтому образ Петра
занимал особое место во всем его творчестве, как научном, так
и художественном. Тема Петра это любимая т6мэ. Ломоносова.
Пети пял него прежде всего гражданин государственный Дея-
таль неустрашимо ведущий страну к просвещению прогрессу
Петр защищает Россию от врагов строит города создает флот
развивает науки распространяет просвещение Для Ломоносова
Петр строитель плаватель в полях в морях герой как поезд-
нее для Пушкина Петр то академик то герой то морепла-
ваятель то плотник, академик, ерою, морепла
В идеализации Петра сказалась
неудовлетворенность Ломоносова окружающей действительностью. Он видел причину
гибели многих начинаний прежде всего в том, что правящие круги России не идут
по пути, указанному Петром. Для Ломоносова Петр оставался вечно
живым, бессмертным
героем:
Он жив, надежда и покров, Он
жив, во все страны
взирает, Свою Россию обновляет, Полки, законы, корабли Сам строит, правит
и предвидит, Натуру духом превосходит Герой в морях и на землив4.
Образ Петра проходит через все
оды поэта, ему посвящена героическая поэма Петр Великий. В честь русского
царя-реформатора в апреле 1755 г. ученый произнес Похвальное слово, которое
явилось образцом его ораторского мастерства.
Убежденный
сторонник
распространения просвещения, Ломоносов на первое место ставил заслуги Петра в
области развития знания и под этим углом зрения раскрывал всю деятельность