Не касаясь подробно этих
характеристик, следует отметить что в портрете Остроумова есть
вставки, представляющие прямые
выпады против Ломоносова Немецких стихотворцев, так как вт. я, он весьма не
любят и гнушается теми,
которые нечаянно отяготят его слух напоминанием Опила, Га л л ера, Гинтера и
прочих.
23 Этот намек перекликается с известными стихами против
Ломоносова, где его обвиняют, что он Гунтера и многих обокрал И, мысли их
писав, народ наш
удивлял.
Не останавливаясь более
подробно ни на этой характеристике следует отметить, что в ней подчеркивается
атеизм Остроумова Ломоносова, ни вообще на елагинском соавторе, можно было
бы этим заключить изложение материалов о поленике 1755 г. Но необходимо еще
остановиться на одном выступлении по поводу рассуждения Ломоносова, на
выступлении Сумарокова. Б августовской книжке Ежемесячных сочинений за тот же
1755 г. появилась Эпистола Сумарокова. 24 Она продолжает прежнюю
линию автора Епистолы о стихотворстве, но имеет двойственный характер.
Желай, чтоб на брегах сих музы
обита. Ш., Которых вод струн Петром прсславны стали, Октавии Тибр вознес, и
Сейну Лудовпк; Увидим, может быть, мы нимф Пермесскпх лик, В достоинстве, в
каком они в их были Леты, На Невских берегах во дин Етсаветы.
После этого суммарного ответа, направленного,
может быть и Ломоносову, Сумароков как будто предлагает своему противнику
разделить сферы влияния в области поэзии: ему он огдаег эпос и
лирику, т. е. оду:
Пусть славит тот дела Героев
Русских стран, II громкою трубой подвигнет Океан, Пойдет на Геликон неробкими
ногами И свой устелет путь прекрасными пветадш. Тот звонкой Лпрою края небес
пронзит, От севера на юг в минуту пролетит, С Бальтппских ступит гор ко
глубине Японской, Сравняет Русскую власть со властью Македонской. Себе же
он, как и следовало
ожидать, оставляет трагедию: В Героях проточи стихов своих творца. Пусть тот
Трагедией вселяется в сердца: Принудит чувствовать чужие нам напасти II к
лобоолстс. Ш. направит наши
страсти.