церковных ораторов
елизаветинской поры могли иметь место, показывает то обстоятельство, что у
придворного проповедника, Гедеона Крпновского, встречаются выпады против
натуралистов, фармазонов и ожесточенных
безбожников. В другом месте Гедеон говорит о тех, которые не хотели или не
хотят еще ничего допустить, разве чтоб разумом
своим постигнуть им было можно. . . Огтуда
и н. ату р. а л и
с ты,
аферисты и другие богомерзкие и душам благочестивых людей нестерпимые
имена произошли в свете, и происходят. 21 Конечно, прямых и
неоспоримых доказательств того, что под рационалистами и натуралистами должно
разуметь Ломоносова, нет, но, весьма вероятно, все же цитированные места
обращены именно против него, В одном из проектов Ломоносова Регламент
университета,
1759 в отделе Привилегии он отмечал: Духовенству к учениям, правду физическую
для пользы и просвещения шшазую-щим, не привязываться, а особливо не ругать
наук в проповедях. 28 Очевидно, введение Ломоносовым подобной
привилегии
диктовалось необходимостью, и высказанное выше предположение о том, что
церковники выступали против него в своих проповедях, тем самым подтверждается.
Таково было отношение
духовенства к Ломоносову и Ломоносова к духовенству. И, конечно, его
деистическими взглядами и малой симпатией к русскому духовенству были
продиктованы такие произведения, как Гимн бороде и дальнейшее, связанное с
ним. Поэтому не совсем прав В. П., Тукалевский, утверждая, что из
разногласий, которые выходили у Ломоносова с официальными представителями
богопочитания
на почве отношений к науке, и вышли те мысли, которые мы читаем в Гимне
бороде и др. нронзведениях, где так ядовито осмеяла внешняя святость и внешняя
набожность. 29 Гимн бороде, конечно, не антирелигиозное
произведение, но что оно антиклерикальное сомнении: быть не может. При этом
антиклери-кальность
эта носит на себе печать буржуазности, она выступает в защиту свободы
исследования против завесы мнений ложных и т. п. , то есть борется за то, что
стояло на знамени тогдашней передовой буржуазии. Ит. как отмечено было
выше, вполне
свободно могло возникнуть у Ломоносова, цехового ученого и поэта с элементами
буржуазного мышления, но находившегося на службе у вельможной верхушки
дворянско-поиещичьей
России.