berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 209


церковных ораторов елизаветинской поры могли иметь место, показывает то обстоятельство, что у придворного проповедника, Гедеона Крпновского, встречаются выпады против натуралистов, фармазонов и ожесточенных безбожников. В другом месте Гедеон говорит о тех, которые не хотели или не хотят еще ничего допустить, разве чтоб разумом своим постигнуть им было можно. . . Огтуда и н. ату р. а л и с ты, аферисты и другие богомерзкие и душам благочестивых людей нестерпимые имена произошли в свете, и происходят. 21 Конечно, прямых и неоспоримых доказательств того, что под рационалистами и натуралистами должно разуметь Ломоносова, нет, но, весьма вероятно, все же цитированные места обращены именно против него, В одном из проектов Ломоносова Регламент университета, 1759 в отделе Привилегии он отмечал: Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения шшазую-щим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях. 28 Очевидно, введение Ломоносовым подобной привилегии диктовалось необходимостью, и высказанное выше предположение о том, что церковники выступали против него в своих проповедях, тем самым подтверждается.

Таково было отношение духовенства к Ломоносову и Ломоносова к духовенству. И, конечно, его деистическими взглядами и малой симпатией к русскому духовенству были продиктованы такие произведения, как Гимн бороде и дальнейшее, связанное с ним. Поэтому не совсем прав В. П., Тукалевский, утверждая, что из разногласий, которые выходили у Ломоносова с официальными представителями богопочитания на почве отношений к науке, и вышли те мысли, которые мы читаем в Гимне бороде и др. нронзведениях, где так ядовито осмеяла внешняя святость и внешняя набожность. 29 Гимн бороде, конечно, не антирелигиозное произведение, но что оно антиклерикальное сомнении: быть не может. При этом антиклери-кальность эта носит на себе печать буржуазности, она выступает в защиту свободы исследования против завесы мнений ложных и т. п. , то есть борется за то, что стояло на знамени тогдашней передовой буржуазии. Ит. как отмечено было выше, вполне свободно могло возникнуть у Ломоносова, цехового ученого и поэта с элементами буржуазного мышления, но находившегося на службе у вельможной верхушки дворянско-поиещичьей России.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика