bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 67


Мозаичный портрет Петра I работы М. В. Ломоносова.

По данным В. К. Макарова, Ломоносовым и его помощниками была выполнена 41 мозаичная картина, но найдено до сих пор лишь 21. Местонахождение и судьба остальных 20 картин пока неизвестны.

Академия Художеств в ноябре 1757 г. писала в Сенат о мозаичных работах Ломоносова: По указу из Пр. Сената в собрании Академии Художеств мозаичные работы г-на советника Ломоносова освидетельствованы, и найдено: 1 что материя или цветные из стекла заделанные камни хороши, способны и прочны, цветы тверды и не линючие и разность цветов столь многочисленна, сколько ко всякой живописной работе потребно быть может. 2 Мастик или подмеска состоит из весьма доброй и чистой композиции, а вставленные в нее стеклянные камни близко и помощи оной композиции так твердо укреплены, что ни малой опасности нет, чтоб раздаваться и выгадывать могли . . . С удивлением признавать должно, что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств . . . и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло. П. Б и л я р. с к и и, УК. соч. , стр. 353.

В отзыве совершенно справедливо было отмечено, что Ломоносовская палитра цветных стекол весьма богата и разность цветов многочисленна. Сейчас по прошествии почти двухсот лет при ознакомлении с картинами Ломоносова можно подтвердить, что мастика по- прежнему в порядке и стеклянные камни твердо укреплены. Вместе с авторами этого отзыва, написанного два века тому назад, мы можем с удивлением признавать, что сие благородное художество было создано Ломоносовым без каких-либо руководителей и к тому же за чрезвычайно короткий срок, необычный для Запада, где мозаичное дело создавалось сотнями лет.

В 1764 г. Ломоносов был избран почетным членом Болонской Академии Наук за его заслуги по мозаике. Ученые Флорентийские Ведомости поместили 12 марта того же года статью, в которой была подробно описана деятельность Ломоносова в деле создания цветных стекол и мозаичных картин. .

При описании работы Ломоносова по химии и технологии цветных стекол отмечались оригинальность и неподражаемость методов его работы, способов получения красителей и составов его стекол. Это блестяще подтвердилось через несколько десятков лет, в первой половине XIX в. Н. И. Сидоров рассказывает, что в 1829 г. опытному итальянскому мозаичисту Дольфини, знавшему римскую мозаику, было поручено реставрировать поврежденную местами Полтавскую баталию, Отсутствие необходимых кусков мозаики для ремонта заставило Дольфини сделать попытку самостоятельно приготовить стеклянную мозаику. После многих тщетных опытов на заводе он завел у себя в Академии печь и горн, трудился долго, казенных денег истратил много, но, не успев в своем предприятии, умер. Главной причиной его неудач было отличие известных ему методов изготовления мозаичных стекол от тех, которые были разработаны Ломоносовым. Н. И. Сидоров, УК. соч. , стр. 679-707.

В середине прошлого века в России работали крупнейшие мозаичисты В. Рафаэли и Д. Бонафеде. По свидетельству известного спегщалиста по смальтам А. Т. Федотова, который сам принадлежал к Академии Художеств, ни указанным мастерам, ни их преемникам не удалось получить красные и зеленые мозаичные стекла Ломоносова. Неудачу итальянцев разделил н. бывший императорский стеклянный завод. Н. И. Сидоров.

Эти факты лучше всего доказывают, что цветные стекла Ломоносова создавались не обычными ремесленными приемами и общеизвестными рецептами, а с учетом химических особенностей отдельных компонентов и процессов, протекающих при варке, конечно, в пределах тех знаний, которыми располагала химия в то время.

После постройки устьрудицкои фабрики и переезда с Васильевского острова на Мойку 1757 г. Ломоносов перенес свою экспериментальную работу, связанную с плавками стекла, в Усть-Рудицы.

Так как он не мог постоянно находиться на фабрике и приезжал лишь периодически, он поручил вести эксперименты своему зятю, Ивану Андреевичу Цильху, исполнявшему обязанности управителя фабрики. В рапорте Сенату 1761- 1762 гг. Ломоносов писал: Составлению

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика