bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 68


мозаичных разноцветных материалов совершенно от него научился управитель его заводов, канцелярист Иван Цилх, и сам собою вновь изобретает и совершенно знает, в чем на него и кроме его, Ломоносова, положиться можно. Там же, стр. 693-694.

Архив устьрудицкои фабрики, как установил Н. И. Сидоров, сгорел в 1919 г. Там же, стр. 685. Однако некоторые остатки его сохранились до настоящего времени в виде небольшого количества образцов смальты и нескольких десятков листков бумаги с химическими записями, которые хранятся ныне в Государственном Эрмитаже.

В предисловии к книге Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР 1937 г. Л. Б. Модзалевский писал об этих материалах: В начале 1928 года Минералогический музей Академии Наук передал без ведома Архива в Институт археологической технологии при Академии истории материальной культуры небольшое количество образцов смальты и вместе с ними принадлежащие ранее Архиву Академии Наук несколько листков с химическими записями Ломоносова, представляющими собою его лабораторные изыскания в области мозаичных составов. Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР, составил Л. Б. Модзалевский, М. Л. , 1937, стр. 22. Ознакомление с этими материалами в 1945 г. позволило нам установить, что среди них находятся 44 листка различного формата, с чернильными записями рецептов. Рецепты записаны черными чернилами, и лишь в некоторых местах встречаются исправления, сделанные чернилами красного цвета. Не весь текст рецептов сохранился одинаково. Нам удалось разобрать рецепты лишь на 28 листках; остальные 16 листков имеют столь выцветший текст, что он не поддается чтению. Возник вопрос о том, кому принадлежит запись рецептов на листках и можно ли ее приписать Ломоносову, как это предполагал априорно в 1937 г. Л. Б. Модзалевский. Он ознакомился тогда же, в 1945 году, с текстом рецептов и высказал нам предположение, что записи были сделаны И. А. Цильхом, но не Ломоносовым. На одном из листков, помеченном нами номером вторым, сохранилась дата рецепта: б февраля 1763 года. В это время И. А. Цильх находился на устьрудицкой фабрике; едва ли кто-либо другой на фабрике, кроме него и Ломоносова, мог составить подобные рецепты, которые требуют знания химических материалов и символических обозначений их. По всей вероятности, они были записаны И. А. Цильхом, прошедшим длительную выучку у Ломоносова и работавшим под руководством своего великого родственника. Можно предполагать, что на листках находятся рецепты сплавов, которые пытался получить Цильх на фабрике с последующим использованием их для изготовления цветных стекол различного назначения мозаика, авантюрины, цветная стеклянная галантерея, посуда и т. п. . Нами была сделана попытка перевести текст и расшифровать химическую символику рецептов см. приложение II . Материал публикуется впервые. Оригинал на латинском языке и частично на немецком.

С технологической, производственной точки зрения работа фабрики шла успешно. Ломоносов постоянно вводил усовершенствования в методах изготовления стекла и расширял ассортимент продукции. Так, например, в августе 1758 г. , Ломоносов сообщает в Мануфактур-Контору, что вновь заделана шлифовальная мельница и толчея для измельчения и смешения материалов, М. Ф. 3 л о т н. и к о в, УК. соч. , стр. 149. Рабочий персонал фабрики постоянно совершенствовал свои навыки и приемы работы. В сводной ведомости Мануфактур- Конторы об устьрудицкой фабрике 1757 г. не ранее 30 июня говорилось: Строения и материалов довольное число и хорошего качества. Эта фабрика находится в добром состоянии. Там же, стр. 140.

Но через некоторое время возникает вопрос о сбыте продукции. Фабрика находилась за городов и своего магазина в Петербурге не имела. В сентябре 1757 г. Ломоносов обращается в Мануфактур-Контору с прошением об открытии в Петербурге лавки для продажи изделий устьрудицкой фабрики. Там же, стр. 144-145.

У Ломоносова создаются значительные финансовые затруднения, так как он должен возвратить в казну ссуду, а продукция не реализуется. Мануфактур-Контора удовлетворила ходатайство Ломоносова и направила от себя требование 10 октября 1757 г. в Главный магистрат о позволении купить или нанять лавку. Но дело об открытии лавки тянулось, и Ломоносов вынужден через три года снова напоминать об этом Мануфактур-Копторе.

15 ноября 1760 г. он пишет о своих успехах в области технологии: Сыскал я надежный способ делать бисер, пронизи и стеклярус скорым образом, так что могу удовольствовать будущего 1761

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Победителем литературной премии «Ясная поляна» стал Сергей Самсонов
Лауреатом премии «Ясная поляна» в категории «Современная русская проза» стал писатель Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю», в котором рассказывается о судьбе шахтерского города на Донбассе, оказавшегося в центре противостояния враждующих сторон, сообщается на странице премии в Facebook.
Мишель Пфайффер вернется в Россию за красотой
Голливудская звезда Мишель Пфайффер прилетала в Москву, чтобы представить фильм «Малефисента: Владычица тьмы». Актриса сыграла в киноленте одну из главных ролей.
Николь Кидман и Марго Робби пришли на премьеру в похожих костюмах
Николь Кидман сделала ставку на элегантность. Ее брючный костюм больше напоминал офисное решение. Если бы не белый цвет, актрисе пришлось бы оправдываться за столь банальный выбор для такого торжественного события.
Первая часть фильма «Матрица» вышла в повторный прокат в России
В России вышла в повторный прокат первая часть научно-фантастического фильма «Матрица» режиссеров Энди и Ларри Вачовски. Об этом 14 октября сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу кинокомпании «Маурис Филм». Увидеть ленту можно будет в 105 российских кинотеатрах.
Парфенов отказался от бренда «Намедни» на YouTube из-за претензий НТВ
Новый сезон проекта Леонида Парфенова на YouTube будет выходить без названия «Намедни». «Перед нынешним, вторым сезоном, годы 1952–1960, телеканал направил свои возражения нашему партнеру по проекту», – подтвердил «Фонтанке» продюсер «Парфенона» Илья Овчаренко.
Зои Кравиц исполнит роль женщины-кошки в новом Бэтмене
Новый фильм про Бэтмена может выйти в прокат уже летом 2021 года. Накануне стало известно, что роль женщины-кошки в этой картине получила Зои Кравиц. Она прошла жесткий отбор и утверждена режиссером Мэттом Ривзом и главным актером фильма Робертом Паттинсоном.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика