М.
В. Ломоносов. Его впечатления о системе образования в
данном учебном заведении оказали влияние на сопоставительную оценку им
состояния школьного дела в России и на Западе. Однако, как отмечают
исследователи, в архивах не сохранилось никаких документов, относящихся к
пребыванию М. В. Ломоносова в Киеве. Чрезвычайно противоречивы мнения ученых
о причинах такой поездки. Объяснение этого одни видели в стремлении юноши
глубже изучить физику, философию, математику М. Веревкин, Я.
Я. Шмелин; другие
в стремлении познать поэтическое и ораторское искусство
Е. Болховитинов; третьи
в желании глубже понять философию С. Смирнов; четвертые в изучении русского
говора и естествознания В. Аскоченский и т. д. В принятии решения о поездке в
Киев сыграл, вероятно, и тот факт, что во времена М. В. Ломоносова
Московская академия находилась под исключительным влиянием киевских ученых
М. Булгаков,
С. Смирнов. Кроме того, основанием для знакомства с Киевской академией
могли служить и такие моменты, как древняя слава Киева как культурного центра;
слава самой академии, из стен которой выходили передовые деятели, в т.
ч. Богдан
Хмельницкий, М. Смотрицкий, С. Полоцкий; попытка Феофана Прокоповича
ввести преподавание математики, которой не обучали в Московской академии В. В.
Данилевский. Интерес вызывает и такой факт, что одним из любимых занятий
воспитанников Киевской академии во время пребывания в ней М. В. Ломоносова
было рисование, что впоследствии сказалось на его художественной деятельности.
Однако историки
отмечали, что обучавшиеся в академии молодые люди жили в крайней
бедности, существовали
на случайные заработки, а чаще всего на доброхотные подаяния. Великая
бурса так
называлось помещение в пределах Киево-Братского монастыря, рассчитанное для
проживания двухсот человек. Это все, что давала академия бесплатно своим
воспитанникам 9, с. 74. Разочарование вызвала у М. В. Ломоносова и
схоластическая система обучения, господствовавшая в академии, против которой
он позднее решительно выступил.