Димам сочетать общее
образование с профессиональным. Помимо
неудачи с цифирными школами Петр I не смог реализовать идею о малых народных
училищах во всех городах с целью обучения молодежи чтению, письму, арифметике
ИСЗ, т. VI, 3708, от 16 января 1721 г. , с. 3026 гл. XXI.
Своеобразным
моментом в развитии школьного дела в России было
и то, что одновременно со становлением светской школы расширялись и
укреплялись церковные учебные заведения. Об этом опубликованы работы Н.
И. Кедровая,
П. Знаменского и др. Духовные школы при Петре I находились в лучшем
состоянии и имели несравненно большее число учащихся, чем светские
училища. Так,
в 1723 году в школах одной Новгородской епархии насчитывалось более 500
учеников, тогда как в Московской школе, самой многолюднейшей из светских, в
1721 году находилось не более 70 человек указ от 16 января 1721
г. 1, с. 6. При
Петре I и после него в течение полувека духовные училища были многочисленнее и
современнее внутренним устройством. Н. И. Кедров писал, что Петр I считал
духовное сословие силой, которая обязана была заботиться о просвещении народа.
Поэтому мысль о распространении образования в среде самого духовенства
составляла особую заботу законодательной деятельности Петра во все продолжение
его царствования 12, с. 178. Детям духовенства было приказано обязательно
учиться в школе, чтобы они были годны в попы, и в случае вакансий готовы к
посвящению ИСЗ, т. V, 2186. Об обязательности образования в духовной среде
говорилось в указе 1708 г. , по которому поповым и драконовым детям учиться в
школах Греческой и Латинской. А которые в тех школах учиться не похотят и их в
попы и в диаконы, на отцовы места и никуда посвящать, в подьячие и в иные ни в
какие
чины, кроме служилого чина, принимать не велено ИСЗ, т. IV, 2186 от 15
января 1708 г. , с. 401. Большую роль в развитии образования
священнослужителей сыграл Духовный Регламент ИСЗ, т. VI, 3718 от 25 января
1721 г. , с. 314 346, по которому создавалась целая системна церковных школ
от архиерей сикх как низших, до семинарии и академии, как высших Дети
ховенства
освобождались от учения цифирных школах а тттли в