ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 72


школы выдавались деньги на их потребы, расходы на квартиру, дом, кормление, на варю пива, дрова 16, с. Х.

О низком уровне общеобразовательной подготовки учителей свидетельствует такой факт. В 1722 г. были проверены все 13 учителей русской грамоты, преподававших в Петербурге. Итоги неутешительны: учителя знали лишь азбуку, умели писать буквы и слоги, произносить их. Только двум выдали особый документ инструкцию, а с остальных была взята подписка о том, что они впредь обучением грамоте заниматься не будут 9, с, 37 38.

Огромную роль в комплектовании учительскими кадрами для светских школ играла Московская школа математико-навигацких наук. С 1701 по 1752 г. она готовила учителей для начальных общеобразовательных школ, ценившихся выше выпускников архиерейских школ 9, с. 42.

В первой половине XVIII века в Россию приехало довольно большое количество иностранных учителей как для домашнего обучения, так и для работы в государственных школах. В результате при Екатерине II в 1780 г. в Санкт-Петербурге действовало 23 иностранных пансиона мужских и женских, три немецких училища при церквах Св. Петра, Св. Анны, Св. Екатерины. Все содержатели иностранцы немцы или французы. Из 72 учителей и учительниц только 20 человек являлись русскими, т. е. не приходилось даже по одному русскому учителю на каждый пансион. Такие пансионы, основанные в первой половине XVIII века, лишь в минимальной степени способствовали распространению образования среди народа. Помимо этого, многие из иностранных учителей при недостатке надзора за их деятельностью избегали экзаменов на право преподавания и давали молодым людям темные и ложные знания 21, с. 68.

Нами проведен анализ 22-х томов Русского биографического словаря, изданного до 1917 года, для выборки лиц, имевших отношение непосредственно к педагогической деятельности в светских и духовных учебных заведениях первой половины XVIII века. Таких выявлено 151 человек, из них 70 иностранцев. Результаты показывают значительный перевес среди педагогов даже в количественном отношении людей иностранного происхождения, большинство из окто

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика