вех, поповых, дъячковых, пономарских. Если отцы не
захотят отпустить их учиться, то следовало брать бы их и поневоле и учить
грамматике и всякого книжного разума. Неграмотного человека во пресвитеры и в
дьяконы
не посвящали. Если ребенок окажется способным, то его можно не только
грамматике и чтению научить, но и риторике, и философии: И таи не токмо во
пресвитерский
сан, но во архиерейство будут годны и учителями могут застали 2, с. 61. В
процессе обучения рекомендовалось следить за успехами каждого, изучать
индивидуальные особенности: И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал
их по родинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в
памятную б книгу записывал, кто каков есть 2, с. 62. Заботясь о просвещении,
И. Посошков высказывал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся
могли бы пользоваться самостоятельно: . . . его императорскому величеству
надлежит постараться о грамматике, чтоб принудить ее выучивать добрым
расположением с самым добрым истолкованием, и таки дробно ее разобрать, чтоб
всякие скрытности ясно откровенные были, и чтоб и без учителя можно познать
всякие падежи и склонения и, таки исправят Ю., напечатать бы их тысяч
пять-шесть или десяток 2, с. 107.
Организация
обучения детей священников, по мнению И. Посошков, должна была
способствовать росту не только грамотности, но и нравственности: . . . из тих
бы учеников отсылать на пре-свитерство не по Отечеству, не по богатству, ниже
по прошению прихожан, но по разуму и по истинному священства
достоинству. Рассудительные
и кроткие несут миру свет, а не тьму, полагал он. Когда обновится состав
священнослужителей, когда они станут грамотными, то еще священный чин от
таковых несключимств исправится, то яко новый свет в России воссияет. W таки
их надлежит изучите, чтобы
во время исповедания детей своих духовных паче всего научали о благочестии и о
благоверии,
Коко в нем твердо стояли дабы блазни алюторские и римлянские не склонялись и с
раскольниками бы никакого разглагольства не знающи, не разговаривали
3, с. 63.
И. Посошков считал, что грамотное духовенство