лют себе излишние
убытки, потому что все они яко слепые
ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав пакости
им чинят великие, а они оспорить не могут, айва
поборах много с них излишних денег имеют, и оттого даровой приемлют себе
убыток. . . 2, с. 63.
В Книге о
скудости и богатстве И. Посошков отстаивает мысль об обязательном начальном
образовании для крестьян: И ради охранение от таковых наплавных
убытков, видится
не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десять лет и ниже,
отдавали дьячкам в научные грамоты и, научи грамоте, научили бы их и писать.
И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без
грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно
детей своих отдавали учить грамоте и положить им срок года на три или на четыре.
А буде в четыре года детей своих не учат, такое, кои ребята и впредь
подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и
страхование 2, с. 63.
И. Посошков,
предлагая введение обязательного обучения крестьянских детей, рекомендовал
распространить грамотность как среди русских, так и среди
мордвы, чуваши, черемисы:
А чаю, не чудо указ послать и в низовые города, чтобы у мордвы детей брать и
грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А Геда научатся, то и самим им
слюбится потому, что к ним паче русских деревень, приезжие солдаты и приставы
и подьячие, овода с указом, овода ж и без указу, и чинят, что хотят, потому
что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всяк их изобижает и чего
никогда в указе не бывало, того на них спрашивают и правежам правят 2, с. 63-
64.
Этим он преследовал цель просвещения народов, а через его
распространение обращение
их к христианской вере.
По мнению И.
Посошков, основную роль в развитии просвещения среди крестьянства должно
сыграть духовенство. В Книге о скудости и богатстве он предложил во всех
епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских
церковных школ. В них принимать десятилетних детей дъяконо