ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 82


лют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айва поборах много с них излишних денег имеют, и оттого даровой приемлют себе убыток. . . 2, с. 63.

В Книге о скудости и богатстве И. Посошков отстаивает мысль об обязательном начальном образовании для крестьян: И ради охранение от таковых наплавных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десять лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, научи грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте и положить им срок года на три или на четыре. А буде в четыре года детей своих не учат, такое, кои ребята и впредь подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование 2, с. 63.

И. Посошков, предлагая введение обязательного обучения крестьянских детей, рекомендовал распространить грамотность как среди русских, так и среди мордвы, чуваши, черемисы: А чаю, не чудо указ послать и в низовые города, чтобы у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А Геда научатся, то и самим им слюбится потому, что к ним паче русских деревень, приезжие солдаты и приставы и подьячие, овода с указом, овода ж и без указу, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всяк их изобижает и чего никогда в указе не бывало, того на них спрашивают и правежам правят 2, с. 63- 64. Этим он преследовал цель просвещения народов, а через его распространение обращение их к христианской вере.

По мнению И. Посошков, основную роль в развитии просвещения среди крестьянства должно сыграть духовенство. В Книге о скудости и богатстве он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них принимать десятилетних детей дъяконо

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика