стояла в том, чтобы
соблюдался порядок, режим, не
возникало ссор, сквернословия. Без разрешения префекта никто не имел права
уходить из помещения. Ф. Прокопович предложил в каждом доме семинарии иметь
трех ученых людей, из которых один будет ректором, а два других
экзаменаторами. Они должны были следить за тем, кто как учится. Ленивых он
требовал наказывать: малых розгами, а средних и старших словом угрозительным.
Если это не помогало, то следовало о таких учениках докладывать ректору.
Ф. Прокопович
был сторонником жесткой регламентации учебного дня семинаристов. Он
рекомендовал принимать детей на государственный и собственный счет в возрасте
от десяти до пятнадцати лет и в течение первых трех лет обучения не разрешал
отпускать никого из семинарии. После трех лет можно было два раза в год
позволить выход в гости к родственникам в сопровождении инспектора или
наблюдателя. Таковое младых человек житие кажется заключению пленническому
подобное. Но кто обвыкнет так жить, хотя чрез един год, тому весьма сладко
будет.
В регламенте
весь день семинаристов был четко определен, звон колокольчиков давал сигнал к
началу или окончанию того или иного дела. Каждый день два часа отводилось на
гулянье: после обеда и ужина, тогда б невольно никому учится и ниже книжки в
руках иметь. Гулянье должно сопровождаться играми честными и
телодвижениями. Летом
можно было дважды в месяц съездить на острова, а один раз в год в
Санкт-Петербург. Во время еды предлагалось читать детям военные и церковные
истории О мужах во учении просиявших, о церковных великих учителях, кож и о
древних и нынешних философах, астрономах, риторах, историках и прочая. Ибо
таковых повестей слушание и сладко есть, и к подражанию мудрых оных людей
поощряет 3, с. 53. Воспитанию семинаристов должны были служить
диспуты, лекции,
комедии, риторские экзерциции, которые бы учили молодых людей
смелости, умению
убеждать.
Особый вклад
в развитие школьного дела и русской педагогики внес Василий Никитич Татищев 1686
1750 гг. , просветитель, историк, государственный деятель. Свои
педагогические воззрения