номерное умножилась
2, т. 1, с. 425. Все учебные пособия
М. В. Ломоносова широко использовались и в гимназиях, и в
университетах. Получив
7 августа 1745 г. должность профессора, он продолжал активно заниматься
педагогической деятельностью. Этот период связан с плодотворной методической
работой ученого. Одновременно с подготовкой учебных пособий М. В. Ломоносов
вел разработку лекций для чтения их на русском языке. По указу Сената от 17
октября
1745 года о печатании перевода Экспериментальной физики М. В. Ломоносову
предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых
физических приборов. По отзывам современников, первая лекция ученого прошла
20 июня 1746 года в торжественной обстановке. На ней присутствовали сверь
многочисленного собрания воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам
господин президент Академии с некоторыми придворными кавалерами и другими
знатными персонами 4, с. 42. Лекции читались до 1 июля и прекратились в связи
с отъездом Президента Академии наук из Петербурга. Тем не менее, значение
этого
факта для развития национальной науки велико, поскольку до М. В. Ломоносова
все лекции читались на латинском языке, а главной задачей академической
гимназии являлось научить гимназистов понимать латинскую речь.
Занятия с
гимназистами и студентами убедили М. В. Ломоносова в необходимости
преобразований в учебной части Академии наук. 28 апреля 1746 года он
подготовил представление в академическое собрание о привлечении семинаристов в
университет и об увеличении числа учеников гимназии. В документе им предложено
отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим
упражнениям. Этим, по
его мнению, можно приобрести для Академии наук звание подлинного
Петербургского университета. Ломоносов считал также, что следует заботиться о
том, чтобы Гимназия обладала большим количеством учеников; оттуда некогда
должны выйти свои, доморощенные студенты 2, т. 9, с. 439. Очень важным
явилось предложение ученого обратиться в Сенат с просьбой доверить
Академическому собранию просмотр как переводных, так и написанных по-русски
книг для принятия решения о их