сит, общему развитию
резко отличаются от крестьян, занимающихся
только земледелием.
Действительно, постоянно борющиеся с морем, спорящие с
непрерывной опасностью и даже со смертью, принужденные ловить каждое изменение
в природе, учитывать каждый шаг, поморы воспитывали и воспитывают в себе
сметливость, наблюдательность, способность к быстрой ориентировке во всяких
обстоятельствах, известную инстинктивную осторожность, и, в то же
время, безудержное
бесстрашие.
Поморы это мирные пираты сердитого
океана.
И поморскую
энергию, предприимчивость и решительность еще в детстве впитал в себя
Ломоносов. А потом, разве не веет Поморьем, чисто поморскою удалью от его
бегства из немецкой солдатчины, когда так нужны были и расчет, и невероятная
сила воли, и необыкновенная решительность
Но Север не только
дал Ломоносову все эти качества, без которых
был бы труден его жизненный путь, Север первый и наиболее плодотворный
учитель своего великого сына.
Соприкосновение,
посредственное или непосредственное, с чужеземным миром, с таким кругом
идей и понятий, который мог на многое натолкнуть любознательный ум, рассказы
о море, а впоследствии стоянье лицом к лицу бушующим океаном или пытливое
проникновение в его тайны в те моменты, когда грозное чудовище смиряет свой
гнев, наконец, своеобразная морская жизнь, все это, взятое вместе, будило
мысль, направляло любознательность на все новая и новая явления.
В течение многих
лет, говорит Б. Н. Меншуткин, лучший
биограф Ломоносова, проведенных в Белом и Ледовитом морях он ходил на
промысел до 19-летнего возраста, Ломоносов многое видел и многому
научился. Нельзя
не удивляться внимательности, с какою наблюдал он все проявления северной
природы, обычаи и образы жизни таможнях жителей и животных в точности, с
какою запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов не редко пользовался в
своих ученых трудах юношескими наблюдениями. В под-